Пять движений: суть живописи

Андрей Щербаков, уже пять лет преподаёт живопись у-син и занимается исследованием темы пяти первоэлементов и многих других тем, связанных с практическим востоковедением.
Иллюстрация автора


Один из самых известных пассажей из «Дао Дэ Цзин» гласит: «Человек подчиняется Земле, Земля подчиняется Небу, Небо подчиняется Дао, а Дао подчиняется цзы жань». Цзы жань можно перевести как «естество» или «самотаковость». Суть живописи у-син в познании законов естества цзы жань при помощи работы с кистью и развития различных функций восприятия.

Язык живописи у-син
Язык данной живописной традиции — это пять перводвижений (первостихий), у-син.

Изучение живописи у-син — это возможность прочувствовать мир через призму пяти движений. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо прочувствовать стихию объекта, разгадать его истинную природу. Как это сделать, как услышать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Найти ответы на эти вопросы — основная задача живописи у-син.

В чань-буддистской традиции есть такой коан: «В чём истинная природа Будды?» Похожую задачу решает художник, работающий в традиции у-син. Каждый раз, приступая к рисунку, он спрашивает себя: «В чём истинная суть цветка, камня или птицы?» Найти ответ на этот вопрос ему помогает соотнесение пяти типов мазков и пяти первоэлементов у-син.

Дерево — в движении проявляется в непреодолимой, но постепенной стремительности, лишённой суеты и спешки. Кисть движется по листу из точки в точку, подобно катку-асфальтоукладчику. Форма мазка — это линия, которая начинается и заканчивается с точки, так же как базовая горизонтальная линия китайской каллиграфии. Традиционно этот тип мазков используется для рисования стебля бамбука.

Огонь — быстрый, взрывной и неуловимый. Движение кисти, как маятник, от одной точки над листом к другой, оставляя на листе мазок, похожий по форме на «лодочку». Движение Огонь выполняется мгновенным запястным движением. Этот мазок хорошо подходит для рисования листьев, лепестков, крыльев птиц и насекомых, цветов и всего мимолётного.

Земля — это точка, мельчайшая структурная единица. С умения делать точки начинается обучение китайской живописи и каллиграфии. Держа кисть вертикально к поверхности, ставится точка. По сути, все мазки живописи у-син лишь разновидности точек. В этом и есть проявление центрального положения стихии Земля среди других элементов у-син. Этот мазок прекрасно подходит для изображения камней, почвенной фактуры и насекомых.

Металл — во время исполнения этого движения кисть взлетает с листа, подобно самолёту, оставляя след, заострённый с одного конца, похожий на лезвие ножа или иглу. Часто этот след имеет дугообразную форму, ведь в фэн-шуй металл также ассоциируется с кругом. Металл имеет свойство плавиться, переходя из твёрдой формы в жидкую, после чего может снова перейти в твёрдую форму. Демонстрацией этого качества является утончение мазка «Металл посередине» — с его помощью часто можно показать, как изгибается и перегибается травинка или лепесток дикой орхидеи.

Вода — это что-то туманное, бесформенное, неопределённое. Вода — первый и последний элемент в последовательности у-син, она включает в себя все качества пяти движений. Это самый долгий из пяти мазков, не имеющий чёткого начала и конца. Мазок выполняется крутящими движениями, достаточно большую роль в этом кручении играют пальцы.

Также пять элементов соотносят с пятью способами составить композицию картины.

Пользоваться языком у-син не значит ограничиваться им. У-син — это проводник в неизвестное и безбрежное пространство, где исчезают слова и описания. Рано или поздно любой учащийся приходит к пределу познаваемого, и тогда он открывает врата всего чудесного, за которыми уже нет нужды в языке. Так познаётся сокровенное глубочайшее, сюань.

Зачем заниматься живописью у-син
Живопись у-син — эффективна. Уже на первом занятии вы получаете прекрасную картину, даже если до этого никогда не рисовали. Но не стоит привязываться к этому. Гонка за результатом — крайне изнурительное занятие, которое лишь истощает тело и будоражит сознание. Важно понимать, что красивый рисунок является только побочным и второстепенным результатом вашей двухчасовой медитации с кистью и красками. Путь к сердцу живописи у-син лежит через познание глубокого успокоения и ориентацию на процесс практики — не на результат.

Самым ценным результатом уроков живописи у-син является выход за пределы бытового ума, прикосновение к состоянию здесь и сейчас. Достаточно ценно обретение ресурса художественного видения, расширяющего восприятие реальности, дающего свободу мышления. Спустя некоторое время вы сможете нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени для этого понадобится, зависит от вас, и речь идёт не только о наработке технических навыков, но и о работе с внутренним критиком, который зачастую толкает человека в сети психологических ловушек и комплексов. Прикоснуться к живописи у-син возможно за одно занятие, но сколько времени нужно на познание живописи у-син, вряд ли кто-то знает.

Полный текст читайте в шестом (#17) номере журнала «Цигун»