Цигун и бессмертие

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Смерть есть в жизни каждого человека, и, более того, как считают древние китайцы, сама жизнь обретается человеком и человек обретает в ней смысл только потому, что есть смерть. Бессмертие также является сопутствующим условием наличия жизни и смерти как явлений. Можно вспомнить прекрасные слова из древнего трактата даоса Ле-цзы: «То, чем оглашается голос, называется слух, то, чем живляется жизнь, называется смерть». Как я уже неоднократно говорил, цигун — упражнения по работе с дыханием, то есть силой, веществом и качеством дыхания, — по сути дела представляет верхний пласт и одно из названий даосских техник внутренней работы. Цель этих техник состоит именно в достижении жизни без смерти, или, иначе говоря, долгой жизни и дальнего видения.

Одна из основных ценностей китайской традиционной культуры, представленная в разных визуальных формах, — долголетие, то есть говорят именно об обретении способности длить с помощью правильных и необходимых усилий годы жизни в своём теле.

Технологии достижения долголетия и бессмертия в даосском учении описываются с разных точек зрения — одной из исходных схем описания является четырёхчастная последовательность очищения вещества ощущений, вещества дыхания и вещества сознания, или, другими словами, тела, энергии и духа. В классической формулировке говорится, что нужно упражнениями очищать вещество ощущений, преобразуя его в вещество дыхания. На следующем этапе (разделение на этапы условное, и все усилия совершаются одновременно, хотя и последовательно), делая упражнения, очищают вещество дыхания, превращая его в вещество сознания. На следующем этапе упражнениями очищают вещество сознания, возвращая его в пустоту. На последнем этапе, выполняя упражнения, очищают вещество пустоты, соединяя его с Путём. Вот это, не ощутимое обычной человеческой сенсорикой, которая является основой и опорой когнитивного процесса для обычных людей, соединение пустоты с Путём можно определить как достижение бессмертия.

Вся эта работа строится вокруг пятичленной понятийной структуры, которая соотносится с пятью движениями, имеющими свои образные, понятийные и смысловые эквиваленты во всех областях и сферах мира познания человека и за его пределами.

Обретение утраченного как следствие рождения изначального единства и является целью, которая обозначается как достижение бессмертия, или постижение Пути, то есть высшей и абсолютной истины.

Ниже я опишу схему неизбежности наступления смерти как следствия рождения, как это понимается в науке цигун.

Хотя в традиции выделяют пять движений, в действительности речь идёт о постоянном круговороте в пространстве духа одного инь и одного движения ян, который составляется волной прихода и ухода единого потока Силы дыхания мира.

Движение начинается из центра, где располагается движение Почвы, которое порождает Металл. Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево, Дерево порождает Огонь, и Огонь опять порождает Почву, которая порождает Металл.

Действие начинается из середины, то есть из центра, и заканчивается там же, в истоке и окончании потока единой Силы дыхания мира.

Так как в результате рождения теряется изначальное равновесие сил духа, носителем которых является человек, то рождение неизбежно ведёт к смерти и разрушению физического тела. Если же удаётся развернуть поток движения и обрести утраченное равновесие, тогда все процессы подчиняются разумной воле духа.

При рождении или вследствие рождения человек принимает поток дыхания силы пяти движений Неба, которые подразделяются на иньские и янские. И тело его является воплощением взаимодействия в потоке времени пяти сил и качеств дыхания мира.

Пять движений сил, которые приходят из времени, когда ты ещё не родился, называются прежненебесными, а пять движений сил, которые преобразуются в теле после рождения, называются посленебесными.

По этим движениям, прежненебесным и посленебесным, распределяются значения от единицы до десятки, которые являются одновременно обозначениями образных и понятийных рядов, применяющихся для работы в практиках постижения Пути и, следовательно, обретения бессмертия.

Прежненебесные числа — янские (единица, тройка, пятёрка, семёрка, девятка), посленебесные — иньские (двойка, четвёрка, шестёрка, восьмёрка и десятка), то есть по пять прежненебесных и посленебесных движений.

В прежненебесном ряду единице соответствует изначальное вещество ощущений, которое является семенем и истоком всех ощутимых движений мира. Оно соотносится с движением Воды. Тройка — это изначальная природа, она соотносится с Деревом. Пятёрка — это изначальное вещество дыхания, соотносится с Почвой. Семёрка — это изначальное вещество духа, или сознания, соотносится с Огнём. Девятка соотносится с изначальным веществом настроения (переживания, чувства, настроя), соотносится с Металлом.

Одновременно с вышеописанными пятью началами появляются, вернее, проявляются в них и пять сил духа. Это силы, которые выражаются главными нравственными категориями, понятиями и ценностями, а именно: доброта, совесть, порядочность (или обряд), разумность и вера.

Изначальное вещество ощущений, не обладая осязаемой плотью, становится чистой разумностью.

Изначальное вещество духа, или сознания, выражается в порядочности или в умении всё делать в соответствии с правильным обрядом.

Изначальное вещество природы выражается в доброте.

Изначальное вещество настроения определяется порывистостью и твёрдостью, а развитие его выражается в осознанности или совести.

Изначальное вещество дыхания определяется чистотой, а развитие его выражается в вере.

Пять начал — это силы дыхания пяти движений, а пять сил духа — это выражение природы пяти движений. Пять начал и пять сил духа рождаются в прежнем Небе, и их нужно сберегать в последующем.

Когда человек оказывается в положении последующего Неба, Двойка в нём выражается как познающий дух, обладающий природой Огня знака Дин. Четвёрка выражается как сила ощущений пространства (душа по), обладающая природой Металла знака Синь.

Шестёрка выражается как мутная сила ощущений, обладающая природой Воды знака Гуй.

Восьмёрка выражается как сила ощущения времени (душа хунь), обладающая природой Дерева знака И.

Десятка выражается как сила рассеянного внимания (бестолковые мысли), обладающая природой Почвы знака Цзи.

Эти пять выражений прежненебесной природы в последующем Небе можно определить как пять предметов.

Эти пять предметов являются носителями пяти разрушительных сил, или, образно выражаясь, пятью смутьянами.

Пять смутьянов — это такие переживания, как расположение духа (довольство), раздражение, грусть, веселье и желание.

Странствующие силы ощущения времени (души хунь) управляют жизнью, и по природе своей они добры и расслабленны. От них и рождается ощущение довольства.

Тёмные силы ощущения пространства (души по) управляют смертью, и по природе своей они склонны ко злу. От них рождается ощущение раздражения и гнева.

Познающий дух стремится к постижению высшей силы, а по природе своей жаден и алчен. От него и рождается ощущение веселья.

Мутная сила ощущений не способна к глубинному проникновению, действует на поверхности, и природа её в склонности к постоянному застыванию и затвердению. От этого и рождается ощущение грусти.

Рассеянное внимание всё время склонно к движению, оно беспорядочно и бестолково по своей природе. Из него и рождается ощущение желания. Так что пять предметов и пять смутьянов последующего Неба, являясь производными пяти движений, всё же значительно от них отличаются.

Из пяти предметов вещество ощущений и вещество духа появляются после силы ощущения времени и силы ощущения пространства. Первой же возникает сила ощущения времени, душа хунь.

Полный текст читайте в шестом (#17) номере журнала «Цигун»