Цигун и вода

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Цигун и вода

Когда мы говорим о воде в китайской традиции, то в первую очередь понимаем, что это не только жидкость, имеющая свои физические свойства, но ещё и одно из пяти движений, пяти сил, пяти энергий, которые составляют основу понимания всех процессов в китайской традиции.

В танском трактате «Великий смысл пяти движений», во вступлении, говорится, что пять движений — это исток и начало созидания и превращения, это материал, из которого проявляются все еловеческие принципы, именно их изменения и превращения переходят во множество категорий, и все духовные сущности соощущаются и сообщаются благодаря им. Корень пяти движений лежит в инь и ян, а рассеиваясь, они создают тончайшую образную структуру и охватывают циклами всю множественность Неба и Земли, распространяются и в область света, и в область тьмы. Для них знаки двенадцатеричного цикла — ЦЗЫ, У, МАО, Ю — являют матрицу, состоящую из горизонтальных и вертикальных знаковых рядов. Восемь ветров и шесть базовых вибраций представляют собой структуру нитей, составляющих эти текстовые файлы.

Таким образом, на Небе есть пять базовых мер, которые создают образы, ниспосылая их вниз. На Земле есть пять материалов, которые применяются для того, чтобы создавать из них всё сущее; в человеке есть пять постоянств, постоянных принципов, которые проявляют качество силы. Это десять тысяч сущих предметов в бесконечной множественности образов, но именно пятерица является мерой, которая упорядочивает их. Если проходишь через всю пятерицу, то именно в результате этого меняется порядок чисел, которые определяют категориальный ряд.

В действительности существует пять видов веществ, которые приводятся в движение пятью энергиями. Они упорядочивают и определяют порядок четырёх времён, сообщая и вмещая сотни категорий, вылепливая и созидая десять тысяч предметов.

Когда пять качеств силы движутся в потоке, по течению, тогда три ипостаси божественности этого мира ясно проявляются повсюду. Когда есть зло, тогда девять базовых функций не преображаются и не изменяются, тогда шесть видов застоя обуславливают друг друга, любое начало обязательно приводит в конец, но в любом процессе всегда есть предвестия и ростки того, во что он разовьётся.

Вода из этих пяти движений представляет основу и начало всех сил и энергий мира и тела. Потому так важно правильно понимать воду и взаимодействовать с ней не только внутри, но и вовне — как с качеством силы, так и с вещественным её воплощением.

В главном фармакологическом своде традиционной китайской медицины, написанном Ли Шичжэнем, о воде говорится следующее: «Вода — это образ знака Кань из Книги Перемен, и горизонтально и вертикально она изображается тремя параллельными линями: прерванные — снаружи и целая — внутри. Плоть воды — это чистый инь. Зато действие воды — это чистый ян. Вода верхних сфер — это дождь, роса, иней и снег. Вода нижних сфер — это моря, реки, источники и колодцы. Вода может течь и стоять неподвижно, может быть холодной и тёплой. Она различается по качествам силы дыхания. Она может иметь сладкий, пресный, солёный и горький вкусы. В зависимости от вкуса она попадает в разные отделы тела.

Именно поэтому с древних пор люди выделяли и различали воду и почву девяти разных областей. На основании этих качеств определяли облик живущих в этих областях людей, красивы они или уродливы, и длительность их жизни, то есть долго ли они живут или умирают преждевременно. Ведь вода является источником пяти преобразований вещества. А почва — это мать десяти тысяч предметов мира.

Истоком всех напитков является вода, и истоком всех продуктов — почва. Все напитки и продукты — это источник жизненной силы в человеке. Питающая и охранительная силы тела опираются только на них. Потому говорят, что, если уходит вода, истощается питающая сила тела, а если нет пищи, тогда питающая сила разрушается.

Что касается природы и вкуса воды, то нужно быть очень внимательным и осторожным, придавая этому большое значение в сердце своём».

Согласно древним источникам, считается, что вода смачивает, питая, и течёт вниз. Смачивание и движение вниз указывает на то, что вода течёт в потоках влаги и смачивает, проникая вниз, в вещество. Север — это крайний инь, это образ храма предков и место совершения ритуальных действий. А вода — это чисто иньская сущность.

Полный текст читайте в пятом (#16) номере журнала «Цигун»