Железный утюг дзен

Железный утюг дзен: перформанс для офисных невротиков
Дмитрий Шарко


Даосизм и Гурджиев

Низвержение императора

Один даосский монастырь в горах Тяньиньшань провинции Шаньси был известен чудом явления лекарств из воздуха молящимся об исцелении больным. Люди стояли в длинной очереди к алтарю Нефритового императора.

Очередной нуждающийся подходил к статуе императора, бросал деньги в специальный ящик, падал ниц и просил у божества лекарства.

Алтарь был покрыт золотой тканью, на которой действительно волшебным образом прямо из воздуха иногда являлся какой-нибудь пучок травы или снадобье в склянке. Когда это происходило, толпа страждущих издавала возглас удивления, благодарила божество за чудо и приходила в религиозный экстаз. А если на золотой ткани ничего не появлялось, значит, либо больной пожадничал и дал меньше, чем мог, либо был неискренним в просьбе.

Однажды в монастырь пришёл чаньский мастер и, стоя перед толпой, громко произнёс: «Нет никакого Нефритового императора!»

Стоит ли удивляться реакции людей?

Они стали кричать: «Убирайся вон, богохульник!» Несколько человек бросились, чтобы схватить мастера. Он увернулся и, подобрав железный утюг, который монахи обычно разогревали на углях и гладили им свои накидки, замахнулся на активистов — народ испугался и замер.

Позвали настоятеля, он вышел из алтарной комнаты и стал говорить мастеру:

— Кто ты такой? Как ты смеешь безобразничать в святом месте?

— А кто ты такой? И как ты смеешь обманывать людей в месте, которое называешь святым? Вы здесь владеете телепортацией и можете силой мысли перемещать лекарство из кладовки на алтарь. Но при чём здесь какой-то император? Если хотите лечить людей, лечите, но не забивайте им голову всякой чушью! Нет никакого Нефритового императора!

— Нефритовый император есть, и он накажет тебя за богохульство, — ответил настоятель.

— Нет, и в доказательство моих слов лекарства появляться больше не будут. До тех пор пока ржавчина полностью не съест этот железный утюг.

После этих слов мастер ушёл.

— Он сумасшедший, — объявил толпе настоятель и приказал никогда больше не пускать мастера в монастырь.

Мастер ушёл, а лекарства перед статуей Нефритового императора действительно перестали появляться. Монахи начали повсюду искать таинственного гостя, долго искали и нашли. Они стали просить его прийти в монастырь, чтобы вернуть чудо материализации лекарств перед статуей Нефритового императора.

Когда мастер вернулся, настоятель упал перед ним на колени и попросил прощения.

— Хорошо, — сказал мастер, — я верну вам способности к телепортации — при одном условии. Вместо статуи императора на алтаре будет стоять тот самый железный утюг!

Пришлось монахам убрать изваяние Нефритового императора. На его место поставили обыкновенный утюг, и он стоял там довольно долго, пока его не украли хунвейбины во времена культурной революции, но на чудесное появление лекарств это никак не повлияло. Такая вот сказка. Мы живём в очень истеричном мире. Умы людей смяты в комки, как старые газеты. Трудно использовать смятую газету, за исключением практических гигиенических надобностей. Нужен «утюг».

В этом смысле низвержение императора означает очищение ума. Избавление сознания от всякого рода фетишей, заложенных в него другими людьми, программ, и, самое главное, это остановка бесконечной и бессмысленной чехарды мыслей, мешающих ясному восприятию реальности такой, какова она на самом деле. Очищенный, или «разглаженный», ум даёт его обладателю способности и силы, воспринимаемые остальными людьми как божественный дар или чудо.

Полный текст читайте в четвертом (#15) номере журнала «Цигун»