Тема номера: Цигун или психотерапия

Круглый стол:
Бронислав Виногродский — китаевед, главный редактор журнала «Цигун»
Леонид Китав-Смык — доктор медицинских наук, академик Всемирной экологической академии по секции «Экология психики». Заслуженный испытатель космической техники, участвовал в подготовке первых советских космонавтов. Создатель генеральной концепции стресса
Александр Гратовски — антрополог, руководитель международной программы «Археология возможностей»
Николь Гратовски — дельфинолог, фотограф, музыкант
Борис Кулябин — психолог, директор консалтинговой фирмы «Первый ход»
Алёна Санина — биоэнерготерапевт, тренер-психолог Женской консалтинговой корпорации «Новь28. Возвращение к себе»
Елена Гришина — психолог, системный семейный расстановщик, ведущая групп для женщин, заместитель директора по социальной работе Центра психолого-педагогической помощи семье и детям


Тема номера: Цигун или психотерапия

Б.В.: Для начала коснёмся психологической проблематики в китайской традиции. Есть два вида духовной субстанции носителя разума, которые называются шэнъ и лин. Шэнь — это янская ипостась, а лин — это иньская. Шэнъ вырабатывается сердцем, но иероглифом шэнъ обозначают и богов тоже. А лин — это ипостась вообще не проявленная в ощущении. То, что создаёт чудеса, то, что делает мир волшебным. Волшебная сила, если переводить на язык русского фольклора.

Чем же является цигун и где он соприкасается с психологией? Цигун описан в «Трактате Жёлтого Императора», потому что цигун является надстройкой над целостным описанием мира в преломлении через функционирование человеческого тела, которое является обиталищем духовных сущностей разного рода, функций и качеств и которое неотделимо от них. Потому в Китае говорят, что человек добрый, потому что матушка у него была добрая и по знакам у него хорошая печень. Доброта вырабатывается печенью, в одном из моих самых любимых текстов — «Ось Духа», вторая часть «Трактата Жёлтого Императора о внутреннем», говорится, что у органов есть четыре базовых характеристики: орган может быть расположен высоко или низко, прямо или косо, может быть рыхлым или упругим, большим или маленьким. В зависимости от этого, например, если сердце маленькое, то человек будет более крепким, но зато более глупым. Если печень широкая и рыхлая, человек будет добрым, но рохлей. Но если сердце маленькое и расположено косо, то он будет ещё и злым, хитрым, мелко хитрым. Это текст, в котором всё точно описано, это текст матричный.

Полный текст читайте во втором номере журнала «Цигун»