Вдох и выдох в китайской поэзии

Бронислав Виногродский


Опасно висят на скалах отвесных дома на такой высоте,
Откуда руками можно потрогать и звёзды на небе.
Не осмеливаюсь и голос повышать в разговоре,
Чтобы не потревожить обитателей сферы небесной.

Ли Бая (Ли Бо), «Ночлег в горном монастыре»

Переживание, описанное в данном стихотворении, построено на взаимодействии янских и иньских ощущений — вдоха и выдоха.

Вот мы видим опасное расположение строений в уступах на высоких обрывах — это взаимодействие инь и ян в первой строке.

Вторая строка может быть воспринята как аллюзия на даосские тексты, в которых говорится, что мудрец в левой руке держит Солнце, а в правой Луну — тоже ян и инь. Здесь же он трогает звёзды, то есть ян внутри инь, свет внутри тьмы.

Полный текст читайте в первом номере журнала «Цигун»