Особенности традиционного ушу Шаолиня

Мастер Гэн Кайбинь (Geng Kaibin)
наследник 32-го поколения монастыря Шаолинь, тренер ушу международной категории, 6-й дан


Особенности традиционного ушу Шаолиня

О боевом искусстве монахов Шаолиня ходит немало легенд, снято множество фильмов. Ему приписываются необыкновенные чудеса, непобедимость, секретные техники. Но что на самом деле представляет собой ушу Шаолиня?

Для начала разберёмся в том, что такое ушу. Ушу (wu-shu) в переводе означает «боевое искусство»: китайский иероглиф [wu] — военный, боевой, иероглиф [shu] — искусство, техника. Также иероглиф [wu], входящий в состав слова «ушу», означает «остановить войну» и символизирует мир.

Многие считают, что ушу — это исключительно китайский вид единоборств. Однако ушу является собирательным понятием. Оно включает в себя много различных школ боевых искусств: шаолиньцюань, тайцзицюань, самбо и другие боевые техники, такие как каратэ, тайквондо, дзюдо, муайтай и др. Всё это в Китае называется ушу. Существует множество различных стилей ушу, и у каждого своя собственная методика обучения и система тренировок. Шаолиньское ушу является одним из таких стилей.

Что же представляет собой традиционное ушу Шаолиня, что является основой в методике обучения и в системе тренировок?

В основе шаолиньского ушу лежит система чаньуи (Chan-wuyi).

Чань — одна из школ китайского буддизма, у — боевое искусство, и — медицина. Все три элемента тесно взаимосвязаны в традиционном ушу: в нём соединены не только боевая техника, но и знание основ буддисткой медитации и философии, а также понимание некоторых принципов китайской медицины.

Культура чаньуи возникла полторы тысячи лет назад. В те времена индийский монах-буддист Бодхидхарма приехал из Индии в Китай и поселился в монастыре Шаолинь. В пещере, расположенной на горе Суншань (Songshan) и находившейся недалеко от монастыря, он медитировал в течение девяти лет, сидя лицом к стене. В результате он достиг просветления и пришёл к осознанию того, что люди должны воспитывать и развивать себя через практику самоанализа, внутреннего созерцания и освобождения от злых и неблагих помыслов и желаний. Бодхидхарма стал первым патриархом новой школы буддизма, возникшей на территории Китая, — школы чань, именно к ней и принадлежат до сих пор монахи Шаолиня. Также считается, что Бодхидхарма разработал первые техники шаолиньского цигуна для поддержания здоровья монахов после многочасовых медитаций. Со временем китайский буддизм тесно переплёлся с идеологией конфуцианства и даосизма. Таким образом, культура монастыря Шаолинь является проявлением традиций трёх религий: буддизма, даосизма и конфуцианства.

Поэтому традиционное ушу также тесно связано с философией даосизма, главным понятием которого является понятие «Дао». Дао — первый принцип Вселенной, из Дао всё выходит и в него возвращается. Дао порождает все формы жизни, которые с момента возникновения несут в себе положительные и отрицательные элементы: инь и ян.

Вселенная управляется этой двойственной полярностью как в масштабе Космоса, так и на уровне человека. Ян — это всё, что является положительным, активным, мужским. Это жизнь, небо, солнце, день. Инь — это всё, что является отрицательным, пассивным, женским. Это смерть, земля, луна, ночь. Противоположности инь и ян находятся в постоянном движении, и истина заключается в их равновесии.

Ушу олицетворяет вращение инь — ян: ян — нападение, инь — защита. Во внешнем проявлении инь и ян воспринимаются нами в виде взаимоисключающих противоположностей. В действительности же они едины и взаимосвязаны. В человеке также существует концепция инь — ян. Ян — это поведение в окружающей нас действительности. Инь — это внутренний мир человека, его понимание самого себя, своей души и процесс самосовершенствования.

Обучение шаолиньскому стилю ушу, шаолиньцюань, традиционно строится на изучении базовых стоек, а затем комплексов, таолу. Особенностью шаолиньцюань является выполнение комплексов по прямой линии (в отличие, например, от стиля багуа), при этом для занятий не требуется большое пространство.

Школа традиционного кунг-фу Чань У И, Страница в Вконтакте, Страница в Facebook

Полный текст читайте во втором (#13) номере журнала «Цигун»