Вкус долголетия

Из книги «Путь избранных: секреты кавказской йоги»
Заур Жанэ


Вкус долголетия?

Заур Жанэ — выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, более сорока лет изучает и преподаёт старинные системы оздоровления и самосовершенствования: индийскую, тибетскую и кавказскую йоги. В 2010 году выпустил книгу «Путь избранных: секреты кавказской йоги», которая впервые знакомит русскоязычного читателя с древнейшей кавказской традицией уорк хабзэ — целостным учением о происхождении Вселенной и ключевой роли человека в её дальнейшей судьбе.

Люди старше 90 лет встречаются на всех континентах и во всех странах. И в то же время география долгожительства чётко указывает на неравномерность такого распределения. Рекордсмены долгожительства — люди старше 100 лет — встречаются на Земле в среднем с частотой один на 20 тысяч человек. Многие из них проживают век, почти не болея, остаются работоспособными и активными до самой старости, не причиняя хлопот окружающим и не требуя дополнительной помощи со стороны общества. Поразительно, но почти половина (42 %) всех людей планеты, чей возраст перевалил столетний рубеж, проживает на Кавказе.

До недавнего времени феномен кавказского долголетия и традиция избранных, уорк хабзэ, известная на Западе как кавказская йога, существовали в различных, не пересекающихся плоскостях. Впервые о кавказской йоге в Европе заговорили после того, как граф Стефан Колонна Валевски (Count Stefan Colonna Walewski) — коллекционер и торговец предметами восточного искусства, посетивший Кавказ в 1920 году, — выпустил в США книгу «Кавказская йога». В ней он осветил некоторые теоретические и практические аспекты древнего учения о безграничных возможностях человека на пути к физическому и нравственному совершенствованию. Ещё раньше основатель Института гармонического развития человека в Париже, легендарный мистик Георгий Гурджиев активно использовал в своей практике некоторые техники кавказской йоги. И всё же впервые феномен кавказского долголетия был аргументированно вплетён в контекст традиции избранных трудами современного мастера Мурата Ягана (Murat Yagan), живущего в Канаде.

Рацион долгожителя

Здоровье и долголетие человека тесно связаны с характером его питания. Отношение к пище занимает важное место в традиции избранных. Пища должна полностью удовлетворять потребности человека на физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях.

На физическом уровне пища должна быть простой, сбалансированной и полноценной. На эмоциональном уровне сам процесс принятия пищи должен приносить радость, наслаждение, спокойствие, уверенность и благодарность. Интеллектуальный и духовный контакт с пищей даёт осознание взаимосвязи людей с растительным и животным царствами, полной зависимости всего сущего от Творца — жизненной энергии Вселенной. Универсальный подход традиции избранных к решению любой жизненной проблемы, в том числе к вопросу питания, состоит из трёх этапов: внимательное наблюдение, адекватные выводы и соответствующая корректировка. В отношении еды этот трёхступенчатый подход означает анализ того, после какой пищи мы себя чувствуем легко, свежо, радостно, а после какой испытываем упадок сил, негативные эмоции и помрачение сознания. Кавказская йога не настаивает на вегетарианской диете, считая, что пищеварительная система человека лучше всего приспособлена к пище смешанного типа. Действительно, ни одно животное, относящееся к травоядным, вообще не способно переваривать пищу хищников, и наоборот. Какой бы голодной ни была лошадь, её не заставить есть шашлык — так говорят на Кавказе. Всеядность, то есть способность извлекать питательные вещества из разнообразных источников, — это одна из характерных особенностей человека как биологического вида, которую мы делим с некоторыми другими видами млекопитающих, например с медведями. Умение разумно выбирать себе рацион и при этом не превратиться в фанатика «правильного питания», который не может питаться нигде, кроме дома, — важная часть традиции, основанная на сокровенных знаниях мастеров кавказской йоги. Идущий путём хабзэ должен жить в обществе, среди людей с разными привычками и традициями, уметь адаптироваться к любым изменениям внешней среды.

Полный текст читайте во втором (#13) номере журнала «Цигун»