Лечимся едой или питаемся лекарствами?

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Лечимся едой или питаемся лекарствами?

Во времена династии Мин было выпущено два великих фармакологических трактата. Один — это фундаментальный труд великого Ли Шичжэня «Классифицированный каталог корней и трав» (Бэньцао Ганму). И хотя в названии звучат лишь корни и травы, бэнь-цао, в этом труде описаны лечебные свойства всего, что только можно вообразить для еды в этом мире.

То есть входят и минералы, и вода, и огонь, и почва, любые продукты жизнедеятельности человека, включая такие, как пепел из курильницы для благовоний или земля, на которую помочился осёл, — всё, что есть во всех животных, насекомых, рыбах и прочих предметах и сущностях этого мира.

Второй, не менее внушительный труд был собран приблизительно в то же время учёным Яо Кэчэном, о котором я не буду рассказывать здесь из-за целей данной работы. Этот труд тоже носит название жанра бэнь-цао, то есть про корни и травы, что указывает на его фармакологическую направленность. Правда здесь в название также входит понятие пищевые продукты, ши-у. Следовательно, данный труд можно с некоторой долей условности назвать трудом на тему пищевой фармакологии. То есть в нём тоже перечислено всё, что человек может употреблять в пищу и использовать для её приготовления, но описываются все эти продукты с целью показать, как с их помощью можно лечить болезни.

О сути питания сказано очень красиво и ёмко в предисловии к этому труду, написанном неким учёным Чэнь Цзижу. Он пишет, что само рождение Небом и Землёй человеческих существ — дело невероятное и удивительное.

«На лице у человека два глаза, два уха и нос с двумя ноздрями. Это чётное количество отверстий в каждом случае. Точно так, как это свойственно образам знака Земля, КУНЬ, из Книги Перемен. А рот и отверстия для малой и большой нужды существуют в нечётном количестве, что полностью соответствует образам знака Небо, ЦЯНЬ, из Книги Перемен.

Для знака ЦЯНЬ свойственно движение вверх, а здесь он, наоборот, расположен внизу.

Для знака КУНЬ свойственно движение вниз, а он, наоборот, расположен наверху.

Такими образами получается знак перемен Согласованность, ТАЙ.

Знак КУНЬ расположен наверху, и это значит, что мутное и грязное преобразуется, становясь чистым. Небесная сила дыхания принимается только носом. А ЦЯНЬ расположен только внизу, потому чистое преобразуется, становясь грязным.

Вещественные плоды земли питают человека, попадая в него только через рот. Рот находится ниже носа. И между ними находится точка, которая и называется в традиционной китайской медицине «середина человека». Потому и говорится, что Небо и Земля породили человека удивительным и чудесным образом».

В Переменах в знаке Челюсти, И, говорится: «Будь внимателен при изречении слов и соблюдай меру в питье и пище».

В трактате о «Равновесии и не отклонении» сказано: «Нет людей, которые не пьют и не едят, но редко встречаются такие, которые способны осознанно вкушать. Когда у мирских людей болезни связаны с пятью видами сил дыхания и семью состояниями чувств, они проявляются в признаках пяти органов-накопителей и шести органов-распределителей. Эти признаки можно различить по состоянии пульса через прощупывание, они видны и в состоянии телесной оболочки, что можно заметить и различить».

То есть подразумевается, что значительное количество болезней у людей возникает в связи с климатическими воздействиями и неправильным отношением к эмоциям и желаниям, которые человек не умеет сдерживать и регулировать, не зная соответствующих техник, предназначенных для управления эмоциями. Если же болезнь связана с питьём и пищей, она может проявиться резко и без всяких предварительных ощущений или она может быть очень запутанной, так что её невозможно различить. Она может набирать силу, накапливаясь день за днём, не проявляясь и не поддаваясь обнаружению. Как ребёнок, который формируется в чреве матери медленно и постепенно, а появляется на свет уже целостной сущностью.

Если умеешь осознанно вкушать, то естественно будешь соблюдать и меру. А если умеешь соблюдать меру, тогда естественно сохранишь лад тела и души. И хотя говорится в названии книги о корнях и травах, однако книга представляет собой лишь толкование трёх знаков Книги Перемен: Челюсти, И, Мера, ЦЗЕ, Согласованность, ТАЙ.

Полный текст читайте во втором (#13) номере журнала «Цигун»