Трактат о Пути и Силе (Дао Дэ Цзин)

Трактат о Пути и Силе (Дао Дэ Цзин) с комментариями великих китайских императоров
Перевод Бронислава Виногродского


Трактат о Пути и Силе (Дао Дэ Цзин)

Глава 1

Обычный путь не может быть путём, по которому можно идти.
Обычное имя не может быть именем, которым можно именовать.

Танский Сюань-цзун (712—756)
Путь — это тончайшее действие предельной пустоты.

Имя — это то, чем именуют обретение предмета. Действие может быть в предмете, потому и говорится о Пути, по которому можно идти. Имя рождается из действия, потому говорится об имени, которым можно именовать.

Однако применение при этом безгранично и всесторонне, потому оно не может постоянно или обычно быть на едином Пути.

Предметы различаются и разделяются, потому и имена у них разные, потому постоянно и обычно предмет не может называться одним именем.

Следовательно, произвольно выбирается имя Путь. Но у постоянного Пути отсутствует имя.

Сунский Хуэй-цзун (1100—1125)
Не имеющее начала именуется Путём. О нём нельзя сказать. Когда говоришь о нём, он исчезает.

Ещё говорится, что к Пути не подходит Имя.

То, что может быть Путём и что может быть названо именем, оно для познания событий и предметов. Подобно четырём временам.

Могущее и применимое в разные времена то разрушается, то создаётся. В этом нет истинного постоянства.

Постоянный путь и вечное имя имеют свой собственный корень, имеют свой собственный исток.

И когда ещё не было Неба и Земли, они существовали всегда, с древнейших времён, прочно и крепко.

[Когда владыка Фуси постиг это, он передал его Матери Силы Дыхания. Когда Мать Западного Царя Сиванму постигла это, она воссела в качестве Шао-гуана.]

Никто не познал его начала. Никто не познает его конца.

Минский Тай-цзу (1368—1398)
Наверху доходит до сына Неба, внизу — до слуг и простолюдинов.

И если появляется воля двигаться по Пути, то следует двигаться и действовать, превосходя обычных людей.

Путь, по которому можно идти, — это не обычный путь. Путь подобен дороге. Простые люди дисциплинируют себя, делая дела. Освобождаются в сердце от иных желаний. Только руководствуясь им, они действуют. Сердце — это дорога, а дорога — это сердце.

Если способен, удерживая путь, не меняться, это не есть путь обыденного сознания.

Путь, по которому можно идти, определяется в речи, указывая на этот возможный Путь, так как он называет великий путь, который превосходит понимание обычного человека.

Когда же путь достигнут и осуществлён, имя его становится вечным. И это не есть обычное имя.

Это можно осуществлять. В этом можно упражняться.

Цинский Ши-цзу (1643—1661)
Первый иероглиф — Путь, он определяет путь, по которому идут.

Возможный путь — это путь, по которому можно идти.

Постоянный Путь — это истинный путь постоянства, который не изменяется. Первый иероглиф — Имя, он говорит о постоянном имени. То есть это имя постоянного пути.

Полный текст читайте во втором (#13) номере журнала «Цигун»