Цигун и питание

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Цигун и питание

Сразу нужно сказать, что цигун и питание — это два неотделимых друг от друга понятия, так как одно из основных определений цигуна — это учение о питании жизни, ян-шэн. То есть цигун учит правильно питать свою жизнь, достигая предельного долголетия в качественном состоянии духа и тела.

В цигуне, как мы уже неоднократно на это указывали, есть три основных составляющих, с которыми производится работа:

• вещество, качество и сила тела или ощущений;

• вещество, качества и сила дыхания;

• вещество, качество и сила духа.

В соответствии с этими тремя разделами организуется и питание человека, которое направлено на то, чтобы сделать здоровым не только тело, но и дух, а может быть, дух нуждается в оздоровлении в первую очередь.

Но при этом цигун и питание связаны взаимообразно. То есть цигун — это питание жизни, и то, как ты делаешь цигун, позволяет тебе более правильно питать силу твоего тела и духа, но одновременно качество твоего питания позволяет более плодотворно заниматься упражнениями, получая лучшие результаты. Мы представляем, что питание тела в первую очередь зависит от того, сколько и что ты ешь. То есть, говоря простым языком, как ты питаешься.

Но в соответствии с основами китайской медицинской науки считается, что, если человек ест слишком много, тогда нарушается действие сухожилий и каналов в вертикальном направлении, а как следствие у него начинают развиваться заболевания кишечника.

Точно так же, когда человек пьёт слишком много жидкости, тогда нарушается движение силы дыхания почек, и как следствие страдают позвоночные кости в области поясницы.

Понятное дело, что от этого не улучшается ни качество жизни, ни её продолжительность, да и осознанность вряд ли прибавляется, ибо всё это разрушает силу духа, являясь одновременно следствием ухудшения качества духа.

То есть умеренность в еде противопоставляется распущенности, и потому это первое правило питания жизни в оздоровительной традиции Китая.

Самым важным в состоянии инь и ян человеческого тела является то, что янские составляющие должны быть плотными, тогда тело будет крепким. Если нарушается лад отношений между инь и ян, это подобно тому, что есть весна и нет осени или есть зима, но нет лета, — так говорится в древних книгах. А состояние высшей мудрости и умения питать жизненность заключается в способности правильного согласования взаимодействий двух составляющих, инь и ян.

Иньская составляющая тела в соответствии с китайской наукой питается пятью вкусами. Пять основных иньских органов разрушаются из-за неправильного воздействия на них пяти вкусов (подробнее об этом читайте в статье «Лечимся едой или питаемся лекарствами?» — Прим. ред.).

Поэтому следует уделять внимание достижению лада во взаимодействии пяти вкусов в теле человека. Если лад есть, тогда кости будут располагаться правильно, сухожилия будут гибкими, сила дыхания и кровь будут беспрепятственно двигаться в теле, а отверстия в коже будут плотными. Тогда сила дыхания костей будет обладать веществом ощущений.

Считается, что для достижения правильного состояния тела в первую очередь нужно стремиться двигаться по истинному Пути. «Нужно жить по правильным законам, тогда сможешь прожить долгую жизнь, которая предназначена тебе Небом, как твоя судьба», — говорится в Трактате Жёлтого императора.

Полный текст читайте во втором (#13) номере журнала «Цигун»