Узбекские ткани: древние секреты

Амина Бакыр


Узбекские ткани: древние секреты

Текстиль, пожалуй, самый известный художественный промысел в Узбекистане. Традиционно наравне с простыми тканями для массового потребления специальные мастерские производили и высококачественные хлопчатобумажные и шёлковые ткани в технике абрбанди, известной на Западе как икат. Это ткани с геометрическими, растительными и предметными мотивами, они представляют огромную художественную ценность. А с течением времени интерес к национальной одежде и цена на неё только растут. Потомственный узбекский художник, мастер по тканям Давлат Умаралиев знает о тканях Центральной Азии, сделанных вручную, всё. Он поделился с нами историей и технологическими секретами древнего промысла ткачества и набойки.

Царские ткани

Узбекские ткани, такие как атлас и хан-атлас, знают, наверное, все народы бывшего СССР. Из этих шёлковых тканей в Российской империи, а потом и в годы советской власти делали очень много красивых изделий. Такая ткань шла не только на создание одежды, но и широко применялась в быту. Кроме того, очень часто из атласа шили театральные костюмы, платья для киногероев и делали декорации для торжественных мероприятий. География производства такой ткани, известной сегодня в мире как икат, очень широка с давних пор. Уникальные свойства шёлка обеспечивали огромные возможности этому ценнейшему и довольно сложному по исполнению промыслу. Ткани в подобной технике делали и туркмены, и таджики, и афганцы, и уйгуры, их находили даже в некоторых древних поселениях в Иране.

Уроки истории

Но наиболее продуктивные производства были сосредоточены в Ферганской долине, в Бухаре, Карши и Самарканде. Для кочевых народов такое производство не представляло большого интереса, так как отнимало очень много времени. А вот оседлые народы занимались ткачеством на протяжении многих веков, вплоть до второй трети ХХ века. В это время производство пришло в упадок: из-за Первой и Второй мировых войн многие купцы потеряли рынок сбыта и мастера были вынуждены сворачивать свои промыслы. Однако благодаря небольшому спросу среди местного населения Средней Азии в мастерских Ферганской долины, в частности в городе Маргилане, некоторые артели всё же продолжили свою работу. Этого хватило, чтобы сохранить традицию и не утратить секреты и навыки производства.

Интерес коллекционеров Расцвет древнего искусства абрбанди — так икат называют в Узбекистане — приходится на период с конца ХVIII века вплоть до 30-х годов ХХ века. За эти 130—150 лет художники по абрбанди создали очень много интересных и ярких образцов тканей из натурального шёлка, многие из которых стали достоянием коллекционеров и любителей этого прекрасного искусства.

В частности, Рау из Швейцарии, Гвидо Гольдман из США, Кирдок из Австрии и Таир Таиров из Узбекистана весьма успешно демонстрировали свои частные коллекции на лучших выставочных площадках: галерея Саклера (США, The Smithsonian Institution), Дрезденская картинная галерея, Лувр, Государственный музей искусства народов Востока в Москве.

Полный текст читайте в первом (#12) номере журнала «Цигун»