Анализ позы в Ба-гуа чжан линии Ши

Егор Лобусов


Китайская народная картина Нянь-хуа

Существует один специфический вид тренировки — хождение по кругу, цзоу юань, который традиционно полагается обязательным на всех стадиях обучения и при этом является начальным видом тренировки.

Можно сказать, что хождение по кругу — квинтэссенция ба-гуа чжан, а также его визитная карточка.

Несмотря на важность хождения по кругу, подробный биомеханический анализ этого тренинга в доступных источниках обнаружен не был. Постараемся частично восполнить этот пробел. Необходимо учитывать, что во время хождения по кругу могут отрабатываться разнообразные шаги и движения руками. К сожалению, в короткой работе проанализировать всё не представляется возможным, поэтому остановимся на базовой форме — «однократно сменяющаяся ладонь», дань хуань чжан, с которой и начинают обучение.

Историческая справка

Ба-гуа чжан, или «Ладонь восьми триграмм» (одно из самых молодых традиционных боевых искусств Китая).

Согласно устной традиции имя основателя ба-гуа чжан не известно, так как это боевое искусство передавалось исключительно в среде даосов. Однако в XIX веке один из них на горе Цзю хуа шань передал свои умения Дун Хай-чуаню ( ) (1797—1882), которого сегодня и считают основателем ба-гуа чжан. По другой версии, Дун Хай-чуань, будучи уже мастером боевых искусств, собирал разрозненные сведения в народной среде, которые подверг тщательному анализу, затем синтезировал знания и создал интегральную систему, отсеяв всё лишнее. А история о том, что данная боевая система возникла в даосской среде, появилась позже для легитимизации данного вида боевых искусств.

Позже Дун Хай-чуань обучал в Пекине желающих и был известен как непобедимый боец. Поскольку он служил в императорском дворце, Дун Хай-чуань был евнухом — у него не было детей. Жил он у своего ученика Ши Цзи-дуна (1837—1909), по фамилии которого и называется линия багуа чжан — Ши. Помимо Ши Цзи-дуна у Дун Хай-чуаня были и другие талантливые ученики, каждый из которых основал свою линию (Лян Чжэн-пу, Чэн Тин-хуа, Инь Фу и др.), так как Дун Хай-чуань передавал искусство, согласуясь с наклонностями учеников.

Одним из учеников Ши Цзи-дуна был Ян Жун-бэнь (1873—?), который затем стал буддистским монахом (монашеское имя — Фу Юань, Источник счастья). Согласно передаваемой в школе устной истории, не для того, чтобы обрести просветление и стать буддой, а чтобы вдали от суеты мирских дел изучать ба-гуа чжан. Где-то в 40-х годах XX века он ушёл из монастыря и о его судьбе ничего более не известно, а монастырь впоследствии был разрушен (располагался в провинции Цзянсу, рядом с городом Исин, в котором делают знаменитые глиняные чайники). У него обучались Ди Чжао-лун (1909.08.16 — 2002.02.26) и Ван Юн-чан, которые жили вместе с ним в монастыре три года, посвящая много времени тренировкам. Ди Чжао-лун был по профессии костоправ, он много показывал и преподавал ученикам, но давал мало объяснений. Ван Юн-чан, напротив, обучал немногих, но каждому подробно объяснял суть искусства. У обоих этих мастеров учился Лю Го-лян (1945 г. р.) — мне посчастливилось брать у него уроки во время четырёхлетнего обучения в аспирантуре Университета традиционной китайской медицины в городе Нанкин.

Поскольку Лю Го-лян живёт в маленьком городке Лиян, я старался ездить к нему каждые выходные и во время каникул, а по возвращении в Нанкин тренировался самостоятельно, благо на тот момент за плечами уже был опыт изучения китайских боевых искусств.

Полный текст читайте в первом (#12) номере журнала «Цигун»