Образ России

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Китайская народная картина Нянь-хуа

О территориальной целостности страны, силе духа русского народа и его истории с точки зрения традиционных китайских геополитических подходов.

Последнее время я очень часто сталкиваюсь с таким вопросом: захватят ли китайцы наш Дальний Восток? Давайте предположим, что русские люди думают по-китайски, то есть могут использовать китайские подходы и способы думания для осмысления вопросов в области управления территориями и духом народа в историческом аспекте, причём не только с точки зрения прошлого, но и будущего, не близкого, а в долгосрочной перспективе.

Что необходимо осмыслить

Понятно, что в настоящее время страна отнюдь не в лучшем состоянии и сталкивается с рядом угроз, даже не внешних, а в первую очередь внутренних. То есть народ и правительство вошли в такие противоречивые и вялотекущие отношения, что, с одной стороны, всех всё устраивает, а с другой — никого ничего не устраивает. Парадокс какой-то получается.

Предпримем мыслительный эксперимент, предположим, что в совершенстве знающий русский язык китайский мыслитель, использующий традиционный понятийный аппарат и систему ценностей, нравственных категорий и этических принципов, задумался о проблемах современной России. Что он будет делать для осмысления, какие предложит пути решения, которые не приходят на ум внутри системы?

Для китайского мыслителя в первую очередь важна структура непротиворечивых образов и понятий. В нашем случае мы сталкиваемся с тем, что в стране у народа нет общих образов и, следовательно, не может быть общей истории. Жители страны знают, что в недалёком прошлом — ещё живы участники некоторых событий, и их дети живы — была война, коллективизация, индустриализация, была определённая национальная и социальная политика. Было бесконечное количество событий и фактов истории недавнего прошлого страны.

А истории нет. Почему?

Потому что нет, да и не может быть достоверных оценок перечисляемых выше событий или фактов, так как отсутствуют общепринятые основания для правильной (объективной) оценки происходящего и прошедшего.

Полный текст читайте в первом (#12) номере журнала «Цигун»