Цигун и этноэкология

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»
Фото: Василий Буланов


Цигун и этноэкология

Цигун представляет собой модель экологического взаимодействия человека с внутренней и внешней средой своего обитания, то есть со своим телом в движении и развитии внутри и с сообществом и природой — вовне. Под этноэкологией подразумевается экология этноса, то есть работа с этносом как со средой обитания этнического духа в этническом теле.

Этнос живёт во времени, развивается и преобразуется, и каждый человек, причисляющий себя к тому или иному этносу, обладает определённым набором качеств, которые он поддерживает и сохраняет, передавая их в потоке времени из поколения в поколение, тем самым поддерживая и сохраняя этническое тело во времени. Необходимость работы — осознанного взаимодействия — личности и этноса возникает, когда накапливается достаточное количество вопросов по этому взаимодействию.

Мы рассматриваем этнос как живое тело, пропитанное сознанием и развивающееся во времени. Точно так же, как человеческое тело, пронизанное волнами дыхания времени и осознающее себя, может применять цигун для исправления неточностей при движении по пути, этническое тело может применять похожие подходы и способы для восстановления своего здорового состояния. Что думали древние врачи о здоровье?

В главном тексте китайской медицины о здоровье и болезнях — в «Трактате Жёлтого императора о внутреннем» есть рассуждение на эту тему. Привожу отрывок в моём переводе.

«Четыре стадии временного круга, а также инь и ян представляют собой корень и ствол десяти тысяч предметов. Поэтому совершенномудрый весной и летом заботится о ян, а зимой и осенью — об инь. Таким образом он способен сохранять и поддерживать свой корень. Вместе с множеством предметов мира он бьётся единым пульсом во вратах рождения и роста. Если идёшь против естественного движения корней, то тем самым наносишь вред стволу, разрушая свою же истинную природу. Инь и ян, четыре отрезка временного круга представляют собой начало и конец множества предметов, являются основой смерти и рождения. Если нарушать естественный закон, будешь разрушать и подвергать страданиям жизнь.

Если же следуешь естеству, то не возникнут никакие болезни. Это и называется обретением Пути. Совершенномудрый претворяет истинный Путь в своих действиях, а глупец лишь относится с почтением к истинному Пути. Следование инь и ян соответствует жизни, а противодействие этому соответствует смерти. Следование суть наведение порядка, а противодействие — смута и разруха. Неподатливость — это и есть противодействие, ему соответствует внутреннее сопротивление.

Совершенномудрый лечит болезнь, когда она ещё не появилась. Он приводит тело в порядок не во время смуты, а когда её ещё нет. Об этом и говорится выше. Если же начинаешь принимать лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытьё колодца, когда испытываешь жажду; похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе поздно предпринимать подобные меры».

Такой ход мыслей мне кажется применимым не только в области поддержания и сохранения здоровья, но и в смысле наведения порядка в обществе.

В китайской традиции разработаны также и методологические подходы к решению поставленных задач для достижения здоровья в любой системе, проводящей волны духа и времени.

В Книге Перемен, особенно в толкованиях на основной текст, можно найти много полезных советов по подходам к решению задач.

Вот, например, что пишет Чэн Шэнь, трактуя «Речение узоров», часть Книги Перемен: «Продвинувшись до предела, должен отступить, если усилие сохранения доходит до предела, должен разрушить — таково проявление естественного закона. Если знаешь это, тогда меняешься в соответствии со временем и пребываешь на Пути должным образом. Если есть сбережение и собирание, но нет способности делиться и отдавать, значит, у тебя нет стыда и способности испытывать сожаление.

Только мудрый человек способен видеть обе стороны, так как он радуется Небу, знает Судьбу, жать власть. Обычный человек не обладает достаточным знанием, для того чтобы видеть тончайшее и мельчайшее, и его сердце неизбежно обременяется вещами, поэтому он не способен воплотить Замысел».

А именно воплощение Замысла путём сохранения верности выбранным изначально ценностям является основной целью и задачей благородного государя (коими нам было бы нехудо стать для решения наших задач) согласно Книге Перемен.

С точки зрения цигуна личность в теле отдельного человека можно рассматривать на шести уровнях, именно они позволяют человеку строить правильные отношения с миром. Шестичленные структуры Книги Перемен являются универсальными моделями описания любых процессов, протекающих во времени и проводящих сквозь себя дыхание времени.

Традиционная система цигуна предполагает работу с дыханием для взращивания в себе здоровой личности и предназначена для исправления искажений/искривлений на всех уровнях личности, дабы поддерживать состояние здоровья духа и оболочек в человеческом теле, семье, в роду, в народе, в стране и в мире. Сила дыхания — это всегда дыхание времени, и круги времени разной величины, проходя через личность одного человека, могут в зависимости от его наработок переводиться с уровня на уровень посредством цигуна. Разной длительности круги времени подходят для разных уровней личности.

Как я уже сказал, у личности можно выделить шесть составляющих, которые находятся в постоянном взаимодействии. То есть личность — это человек, личность как таковая в телесной оболочке, семья, род, народ, страна, человечество.

Полный текст читайте в первом (#12) номере журнала «Цигун»