Двенадцать атрибутов безусловной любви

Заур Жанэ


Двенадцать атрибутов безусловной любви

Если тело нездорово, значит ошибочно мировоззрение человека. Если мировоззрение ошибочно, всё мировосприятие становится болезненным. Болезненное мировосприятие искажает все ощущения. Если ощущения искажены, страдает душа и болеет тело. Это и есть порочный круг нездоровья. Для того чтобы его разорвать, необходимо сделать решительный шаг к правильному мировоззрению, которое в традиции хабзэ базируется на универсальной формуле единства всего сущего со своим Источником: один — во всех, все — в одном. Природа Источника — непрерывная творческая вибрация безусловной любви. Традиция избранных говорит о двенадцати атрибутах божественной любви, практика которых в обыденной жизни разрывает порочный круг ошибок и болезненности. Эта практика была строго секретной в течение многих столетий, не выходя за рамки узкого круга посвящённой элиты. Внешне она воспринималась народом как благородная манера каждодневных и бескорыстных действий. Изысканное поведение элиты стало основой знаменитого черкесского этикета — адыгаго (по-абхазски — алейшва), который постепенно проник во все слои общества Северо-Западного Кавказа. Память о нём жива до настоящего времени, несмотря на то что его подлинные духовные истоки оставались тайной. Интересно, что при встрече черкесов, проживающих ныне в разных странах и говорящих на разных языках, они продолжают обмениваться старинной рыцарской формулой приветствия: «Да не покинет тебя адыгаго!» [...]

1. Долготерпение

Терпение — первый бриллиант в сверкающем светом ожерелье безусловной любви. Терпение — самое эффективное оружие мастера хабзэ. Подлинное терпение можно развить только через любовь. Человек, наполненный любовью, обладает бесконечным терпением. Человек, лишённый любви, лишён и терпения. Терпение — одно из имён Бога, и в Коране оно упоминается чаще, чем другие имена. Суфийская метафора терпения — созревший плод. Незрелый фрукт кислый и может вызвать несварение. Зрелый плод становится сладким и питательным, его созревшие семена обладают потенциалом для перерождения.

Долготерпение (адыг. — бэшеч) представлено в традиции избранных тремя своими аспектами: терпением в преодолении проблем, терпением во избежание ошибок и терпением в добрых делах.

Проблемы мирской жизни часто связаны с неправильным восприятием человеком мира и самого себя. Если смотреть на мир под узким углом самости, то он представляется жестоким и несправедливым местом, в котором человек — жалкое и несчастное создание. У человека есть два полюса сознания: самость и сущность. На полюсе самости человек скован, ограничен, склонен винить в своих бедах и разочарованиях жизненные обстоятельства. Сущность свободна, безгранична, она знает, что мир не таков, каким он кажется поверхностному взгляду. С сущностной позиции мир — это творение Бога, несущее в себе его промысел, а жизненные проблемы и ситуации — скрытую для нас причину и урок. Традиция учит, что каждая душа, осознавшая и несущая своё высокое предназначение, встречает со стороны внешнего мира сильное противодействие. Так было со всеми идущими по Пути, так будет и сейчас. Традиция элиты предполагает знание многих секретов, один из которых заключается в умении решать проблемы путём смещения личной точки зрения к сущностной. Точка зрения сущности, высшего «Я» объёмна и духовна: это взгляд Бога глазами человека. Искусство увидеть проблему под различными углами есть важный шаг в направлении подлинной духовности, поскольку духовность — это постоянное расширение внутренней перспективы. «Загнав себя в рамки своего узкого мировосприятия, человек кружится, словно муха в бутылке», — пишет выдающийся суфий Пир Инаят Хан. Овладение искусством свободной смены точки зрения начинается с фундаментальных вопросов: «Что если мой взгляд ошибочен и всё обстоит не так, как я думаю? Что если я представляю собой нечто гораздо большее, чем тело, а мои проблемы отражают попытки божественного потенциала раскрыться через мою жизнь?» Мы являемся носителями бесконечности и света. Если жизненная проблема кажется мрачной, то лишь потому, что наше эго заслоняет этот внутренний свет, готовый пролиться на проблему и решить её мастерскими средствами. Целью пути избранного является открытие в себе врождённого духовного первоначала, которое олицетворяет в человеке самого Творца. Терпеливое и бесстрашное преодоление проблем и ударов судьбы предполагает понимание жизни как великой школы души, в которой каждый урок подталкивает идущего по Пути к ещё более глубокому внутреннему поиску, проявлению в себе творческого духа любви. Это может звучать как самогипноз, но на самом деле является тем, что Георгий Гурджиев назвал «воспоминанием себя». [...]

Полный текст читайте в шестом (#11) номере журнала «Цигун»