Правильно переживать и чувствовать

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Правильно переживать и чувствовать

Цигун — это в первую очередь способ улучшения качества своей жизни, а потом уже всё остальное.

Вот здесь-то и возникает вопрос: а где же это качество появляется или проявляется?

Ну конечно же через чувства. Жизнь такая, какой мы её переживаем. Именно переживания — читай чувства, переживаемые образы — и составляют ценность нашей жизни.

И если в жизни преобладают страхи и тревоги, неуправляемые желания и привязанности, бешеные устремления и страсти, то, как говорится, с таким отношением трудно осуществить задуманное, то есть прожить жизнь свою, пережить проживаемое качественно, а стало быть, счастливо.

С точки зрения китайских подходов страсти и желания — это главные разрушительные силы человеческого бытия. И если человек потакает своим плотским и чувственным устремлениям, ведёт распущенный образ жизни, то в конечном счёте это обязательно выльется в хаос и смуту.

Более того, даже порядок в стране связывается в традиции с состоянием чувств правителей. Какие бы умные слова ни говорили правители, но, если они не умеют управлять своими чувствами, они обязательно приведут страну к смуте, а свой народ к жалкому и нищему существованию.

Все древние книги традиционного Китая (и не только) говорят об управлении чувствами. Необходимо научиться видеть, как работает механизм твоих чувств и обрести умения и навыки управления чувствами.

По сути чувства как таковые возникают на стыке взаимодействия духа и тела, то есть сознания и ощущений. Чувства всегда соединяются с образами, и чувства в китайской традиции делятся на классы и виды. Главных чувств пять, по числу пяти движений (Дерево, Огонь, Почва, Металл и Вода), и управлять ими нужно через управление дыханием, а не через понятия и описания. Впрочем, бессмысленно выражать своё отношение, обычно тоже чувственное, к своим чувствам, как это принято в западном подходе.

Но следует заметить также, что чувства делятся на два основных класса — это переживания тела в сторону духа, о чём говорилось выше, и переживания духа в сторону тела, которые называются нравственными чувствами. Они включают в себя такие категории и понятия, как доброта, порядочность, вера, совесть и разумность. И только с помощью этих чувств можно управлять гневливостью, распущенностью, задумчивостью, печалью и страхами.

Так что будем правильно дышать, чтобы научиться адекватно переживать и чувствовать происходящее в мире.

С почтением,
Бронислав Виногродский