Цигун и время

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Цигун и время

Рассмотреть цигун во времени можно с нескольких точек зрения, так же как можно с нескольких точек зрения посмотреть на время в цигуне. Современный городской житель привык к пониманию времени как линейного числового движения чего-то неощутимого, но вещественно влияющего на качество жизни. В цигуне же время воспринимается в виде волн в потоке вдохов и выдохов, определяющих дыхание в каждый конкретный миг, когда человек обращает внимание на своё дыхание и пытается постичь закономерности смены ощущений во времени. То есть с точки зрения цигуна время можно назвать ощутимым потоком дыхательных волн.

Само описание устройства организма в традиционной китайской медицине полностью базируется на описании свойств времени в традиционном китайском календаре. И двенадцать меридианов, по которым движется сила дыхания в человеческом теле, соотносятся с двенадцатью знаками описания времени, которые применяются для обозначения периодов как в течение одних суток, так и в течение целого года.

Теория и практика использования календаря подразумевает, что он является не просто набором сменяющих друг друга дат. Он в первую очередь выступает в качестве инструмента, с помощью которого появляется возможность практически осваивать время как ощутимую реальность, пронизывающую всё сущее, время как поток, организующий наше восприятие себя и мира в динамике.

Календарь — особая призма между восприятием реальности и действиями человека, призма, собирающая видение ситуации со стороны субъекта (человек) и со стороны объекта (действительность). Под этим подразумевается то, что человек, имея некое субъективное видение текущей ситуации и дальнейших возможностей её развития, не может претендовать на целостность и адекватность своего восприятия происходящего вследствие его субъективности. Календарь же даёт объективное, ощутимое описание временных циклов текущей ситуации.

Каждое мгновение представляет собой соединение огромного количества временных циклов, каждый из которых — это полноценный вдох и выдох, так как это описание вселенского потока дыхания времени. Например, в западном исчислении это может быть 54-я минута 13-го часа 5-го дня первого месяца 2007 года и т. д., и это отражение линейного восприятия времени, в отрыве от переживаний тела дыхания, тела времени. В китайской традиции само мышление как субъективное моделирование объективных процессов — это последовательность переходов из цикла в цикл. Поэтому знание циклических процессов времени даёт возможность понимания субъектно-объектных связей и динамического видения всех событий, следовательно, становится возможной координация собственных действий в направлении естественного движения энергии.

Таким образом, китайский календарь описывает порядки символов разного уровня, позволяющих рассматривать события в динамике развития и давать их трактовку, основываясь на общих закономерностях циклов течения времени. Обычно в китайском календаре даются рекомендации относительно благоприятности или нежелательности тех или иных действий в конкретном цикле. Эти рекомендации, безусловно, относительны, это не абсолютные рецепты на все случаи жизни, а только знаки, указывающие направления развития событий. Замечая и соотнося знаки с повседневной реальностью, человек приходит к более глубокому пониманию способов координации в потоке бытия и учится располагать себя и свои действия во времени и пространстве в соответствии с прохождением временных циклов.

Правильное понимание влияния циклов друг на друга и на текущую действительность даёт возможность точнее распределять энергию в процессе повседневных дел и направлять усилия в гармоничное для них временное русло, что, в свою очередь, позволяет избежать ненужных и бесперспективных энергетических и материальных трат.

Полный текст читайте в десятом номере журнала «Цигун»