Схемы тайцзицюань стиля Чэнь

Схемы и разъяснения тайцзицюань стиля Чэнь
Чэнь Синь
Перевод Бронислава Виногродского


Назидательные притчи

Среди многочисленных и разнообразных боевых искусств Китая Кулак Великого предела, тайцзицюань, соответствует универсальной философской схеме, которая лежит в основе теории Великого предела, тайцзи, и занимает особое место. Он должен пониматься как особое искусство кулачного боя. Более ста лет тому назад ученик Чэнь Чжансиня Ян Лучань благодаря тому, что постиг гунфу «восьми врат и пяти позиций», объединил лучшие на то время рукопашные приёмы. Его прозвали Ян, не имеющий соперников, и он занял своё высокое место на пьедестале боевых искусств. В результате и тайцзицюань занял подобающее место в кругах последователей боевых искусств, так как к нему все относились с надлежащим почтением. Это свидетельствует о том, что в тайцзицюань существует не только тонко разработанная теория, но и очень эффективная боевая техника.

Принципы, на которых основана практика тайцзицюань, изложены в работе господина Чэня «Записи о тайцзицюань» (Тайцзицюань Пу), в трудах Ван Цзунъюэ «Рассуждения о тайцзицюань» (Тайцзицюань Лунь), «Понимание сердцем движений и приёмов» (Син Гун Синь Цзе), а также в работах У Юйсяна, Ли Июя и других. В этих книгах теория тайцзицюань изложена очень подробно. Остаётся лишь сожалеть, что вышеуказанные труды не привлекли надлежащего внимания. В некоторых случаях развитие традиции пошло совершенно в другом направлении. Ведь, например, в практике толкания руками туйшоу в тайцзицюань основой является принцип, который можно сформулировать как «не отбрасывай и не отталкивай», бу диу, бу дин. Однако в настоящее время практикующие туйшоу всё больше используют в своих спаррингах глупую силу и, не намереваясь укреплять основу, на самом деле бодаются как коровы. Ведь это абсолютно противоречит принципу тайцзицюань, согласно которому мягкое побеждает твёрдое. Ты можешь думать, что чем крепче твоя основа, тем сильнее ты будешь в своём достижении, и это кажется естественным принципом.

Полный текст читайте в девятом номере журнала «Цигун»