Игры пяти животных

Май Михайлович Богачихин


Игры пяти животных

Танцы пяти животных — метод закаливания, комплекс древнего цигуна, главное в нём — движение. Составил его Хуа То, живший в период правления династии Поздняя Хань (141 — 203). Он руководствовался идеями предшественников о том, что «текущая вода не загнивает, петля двери не ржавеет — таково движение». Исходил из методов движений для закаливания в западноханьский период: медведем повисают и птицей вытягиваются, дикой уткой плещутся и обезьяной скачут, ушастой совой наблюдают и тигром всматриваются и, подсмотрев, совершают движения пяти птиц и зверей: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы (иногда пишут: журавля). Метод обладает укрепляющим тело и изгоняющим болезни, продлевающим годы и способствующим долголетию действием.

В «Книге поздней династии Хань» (Хоу хань шу), в биографиях занимающихся «искусством направлений» (фаншу, магия. — Прим. М. Б.), рассказывается о Хуа То, который говорил своему племяннику У Пу, изучавшему этот комплекс: «Человеческое тело жаждет получать трудовые движения, однако не станешь (заниматься этим) — приведёт к пределу. Движешься, колеблешься — и ци пищи сможет усваиваться, кровеносные сосуды станут проходимыми, болезни не смогут возникнуть. Например, дверная петля никогда не ржавеет. В древности святые ради дела ведения и привлечения медведем повисали и ушастой совой наблюдали, энергично растягивали поясницу и тело, двигали всеми суставами, добиваясь затруднения в старении. У меня есть одна техника, называется «танцы пяти животных»: одно зовётся тигр, другое зовётся олень, третье зовётся медведь, четвёртое зовётся обезьяна, пятое зовётся птица — тоже изгоняет заболевания, к тому же полезна для ног и стоп, служит для ведения и привлечения. В теле присутствует безрадостность, начинаешь выполнять танец одного животного — возникает радость, выступает пот, из-за этого наносят пудру, тело и плоть становятся лёгкими, удобными и хочется есть». У Пу соответственно занимался «лет (до) 90 с лишним, уши и глаза стали у него умные и светлые, зубы все прочные».

Полный текст читайте в девятом номере журнала «Цигун»