Нравственные категории

Нравственные категории и психофизические состояния человека
Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Нравственные категории

Я всегда был уверен, что должен существовать единый закон, управляющий человеческой судьбой, определяющий правильность движения человека как личности в событийном потоке от точки рождения до точки ухода за пределы ощутимого мира.

Первая половина моей жизни протекала во времена расцвета социалистического реализма, который, будучи картиной искусственной и навязанной восприятию миллионов людей, не только не давал ответы на многие вопросы, но и, более того, получить их было совершенно невозможно. Не удавалось найти решение, ибо сама постановка многих вопросов могла указывать на твою неблагонадёжность, определяя меру опасности тебя как возможной угрозы для существующего режима.

Тем не менее, изучая древние тексты, главным образом из китайской традиции, сосредоточившись на понимании таких книг, как «Трактат Жёлтого императора о внутреннем», Книга Перемен и «Книга Пути и Духа» (Дао Дэ Цзин), я постепенно подобрался к ответам на вопросы, которые не давали мне покоя с юности.

В этой небольшой статье я попробую описать основные понятия, необходимые для точного видения связей между состояниями здоровья в теле и здоровья в духе. Ибо состояние здоровья в духе управляется и поддерживается с помощью нравственных понятий и сохранения правил переживания образов и явлений, связанных с этими понятиями. То есть нравственные переживания — это переживания духа, тогда как обычные человеческие чувства, основанные на страстях, — это по большей части неуправляемые движения души в пространстве тела.

В Книге Перемен существует описание так называемых Четырёх великих, которые переводятся мной как «осмысление проведения замысла в действие». Это последовательно идущие: Замысел, Воплощение, Ценности и Верность.

В последовательности пяти движений у Конфуция описывается пять основных категорий: Доброта, Порядочность, Вера, Совесть и Разумность, с помощью которых человек правильно оценивает потоки событий, явлений и образов, управляя лодкой своей судьбы в море жизни, которая по большому счёту не делится на внутреннюю и внешнюю. Человек является соединительным приспособлением для внутреннего и внешнего потоков.

Если соединение производится правильно, то в соответствии с законами традиционной китайской медицины пять основных внутренних устройств-накопителей, таких как печень, сердце, селезёнка, лёгкие и почки, действуют слаженно и превращают нравственные силы друг в друга в порядке, соответствующем течению сил времени. То есть доброта превращается в порядочность, а порядочность порождает веру. Вера приводит в движение совесть, а из совести естественным образом вытекает разумность, которая является непреложным основанием для наличия источника доброты в печени.

Полный текст читайте в восьмом номере журнала «Цигун»