Цигун и нравственность

Бронислав Виногродский
Главный редактор журнала «Цигун»


Слаженное дыхание рода

Почти полтора десятка лет тому назад я придумал название статьи, которое звучало следующим образом, — «Нравственные категории и психофизические состояния человека в свете трактата Жёлтого императора и Книги Перемен».

Тогда я так и не написал статью с этим ёмким названием, в первую очередь по причине того, что само это название полностью поменяло мой взгляд на вопрос. Но, обозначив название темы номера как «Цигун и нравственность», я был вынужден по меньшей мере задуматься над определением понятия нравственности. Вглядевшись, как обычно это со мной случается, в обозначенное понятие через ряды бли- жайших связанных с ним понятий и образов, я сделал неожиданное для себя открытие: нравственность попадает в категорию чувств, то есть нравственные понятия можно определить как чувства высшего порядка.

С точки зрения подходов цигуна чувства выделяются как важный разряд среди шести уровней, определяющих или описывающих устройство пространства сознания в теле. Таковы они снизу вверх по мере усложнения содержания: ощущения, чувства, образы, понятия, смыслы и действия.

Я отчётливо вижу теперь, что правильное переживание нравственных чувств или наличие нравственности в человеческом сознании однозначно позволяет двигать должным образом тонкие силы по сосудам тела.

Скажем, твоя честность в достаточной степени развита — так, что ты испытываешь неприятные ощущения, когда совесть тебе говорит, что действие совершается неправедное, то есть не совпа- дающее с чувством правды, и неважно, кем оно совершается, тобой или другим. Но если, следуя подсказкам уколов совести (в буквальном смысле этого слова), ты не находишь в себе достаточ- ной силы духа и воли, чтобы исправить происходящее, тем самым ты допускаешь нарушение в своём устройстве, которое обязательно через некоторое время проявится в более ощутимых движениях. Ты непременно начнёшь испытывать более яркие и болезненные ощущения и переживания, такие как страх, опасения, печаль, гневливость, отчего происходит уже непосредствен- ное воздействие как на состояние духа, так и на здоровье человеческого тела.

В китайской традиционной медицине много говорится о том, что одной из причин возникновения многочисленных болезней является несдержанность и распущенность эмоций и чувств. А так как цель занятий цигуном — обретение покоя и ясности переживаний состояний духа, души и тела, то эти усилия позволяют приводить в порядок выходящие из берегов внутренние потоки переживаемых ощущений, которые возникают как следствие нарушения в устройстве природы нравственных орудий.

Может быть, это звучит странно для современного человека, живущего в ритме городского безумия, которое приходится гасить сильными и не всегда здоровыми во всех отношениях средства- ми, но это только потому, что нет достаточной разрешающей способности восприятия и ощущения самого себя и связей между разными отделами духа и тела.

Затем мы и обращаемся к теме «Цигун и нравственность» — дабы посмотреть с разных точек зрения на возможности практического применения восточных подходов к оздоровлению и улучше- нию нравственной среды сообщества вообще и отдельного человека в частности. С единственной простой и незамысловатой целью — чтобы лучше жилось.

С почтением,
Бронислав Виногродский