Обертонное пение

Беседовал Иван Матвеев
Фото Даниил Африн


Обертонное пение

Продолжение, начало в #1 (6) /2012

Продолжая тему целительных звуков и осознанного дыхания, мы беседуем о гармоническом, или обертонном, пении с Галиной Парфёновой и Ольгой Анисимовой.

И. М.: Расскажите, пожалуйста, немного подробнее про ощущение объёма, возникающе при гармоническом пении.

О. А.: Гармоники действительно дают объёмность звуку. Раньше это слово было трудно объяснить, а сейчас уже проще — люди гораздо больше занимаются всевозможными оздоровительными практиками, и сам термин доступен многим уже из собственного опыта. Однажды мы были в Греции, в мужском монастыре Святой Троицы в Метеорах. По ландшафту это место напоминает наши Столовые горы в Крыму. Храм сделан совершенно уникально — небольшой монастырь, стоящий на огромной, уходящей вертикально вниз скале. Конечно же мы попросили разрешения спеть. (Улыбается.) Начинаешь звучать –— и такое впечатление, что ты поёшь чуть ли прямо не до центра Земли, настолько сильное ощущение резонанса. Конечно, там ещё архитектура к этому располагает, резонанс идёт от стен, но всё же основное — это чувство несколько иного порядка. И вот мы немного спели, много там петь не требуется, потому что сразу идёт потрясающее энергетическое насыщение, иначе не скажешь. Так вот после нас другие люди тоже попросили разрешения спеть, и, надо сказать, что пели они хорошо, чисто, чувствуется — консерваторские люди, православные, крепкие хористки. Но вот беда, звук не резонирует и волшебства не происходит. А дело в том, что их манера пения не учитывает особенности храмовой акустики. Её качества таковы, на наш взгляд, что она может подхватить твой звук, тебя вместе с ним, вознести и преобразить… Если, конечно, ты не просто «издаёшь звуки», но поёшь их всем своим телом, «вписываешь-впеваешь» их в пространство, сливаясь с ним и растворяясь в нём, не мешая ему звучать посредством тебя… Слушание-пение гармоник как раз воспитывает соответствующую культуру восприятия и звучания… В данном случае, к сожалению, голоса звучали даже не то что- бы очень фальшиво, но как-то плоско и бедно. Это то, чего мы касались в прошлой беседе: хористы не виноваты, они не осведомлены, их когда-то приучили петь не просто в равной темперации, но ещё и «срезать» верхушку звука, потому что так удобнее строить тембры, но обратная сторона этой медали заключается в том, что теряются резонансные основы.

Полный текст читайте в седьмом номере журнала «Цигун»