Держаться корней

Держаться корней, или Как встать в круг и сплясать
Галина Емельянова


Держаться корней

Пятнадцать лет назад, как и все студенты нашего хореографического отделения Ленинградского (в прошлом) института культуры, я пыталась постичь искусство танца... И всё было как будто ясно и понятно, не попади я в свою первую фольклорную экспедицию на Псковщину, в заброшенные хутора, в далёкие деревушки, к древним бабушкам и дедушкам, хранителям живой старины. И вот тут-то всё в моей душе перевернулось. Я попала в иной мир, где всё по-другому. Где поют и говорят, мыслят и живут иначе, чем в городе. Тогда, я помню, совсем запуталась. Мне было непонятно, почему, отдав всю свою жизнь танцу и учась этому с утра до вечера, я не могу встать с бабушками в круг и сплясать так же как они. Хотя все движения очень просты, по мнению моих коллег, даже примитивны. И тогда я поняла, что это вообще нельзя назвать движениями, то есть их нельзя вычленить из главного. А главное — это состояние, в котором человек находится, когда поёт и танцует. Но это был лишь один из ответов на мои многочисленные вопросы. И начались поездки по различным деревням страны и учёба у замечательных учителей, носителей наших традиций, в Вологодской, Ленинградской, Псковской, Алтайской, Пензенской, Белгородской, Курской, Архангельской губерниях.

Анализируя свой экспедиционный опыт, я прихожу к выводу, что есть основные принципы в русском народном танце, которые в корне отличаются от академических принципов обучения танцу в наших хореографических учебных заведениях.

В чём отличия? Начнём с того, что каждый учитель этого направления должен понимать, что фольклор — не искусство, а культура. И нужно жить этим, а не просто рядиться в костюмы ради выступлений. Я вовсе не против концертов. Но я за то, чтобы сначала войти в традицию, а потом её пропагандировать, не наоборот. Итак...

Полный текст читайте в шестом номере журнала «Цигун»