Обертонное пение

Обертонное пение, или Радуга звука
Беседовал Иван Матвеев
Фото Даниил Африн


Обертонное пение

Гармоническое, или оберточное, пение существовало практически всегда и было распространено у всех народов,другое дело,что называлось оно по-разному в зависимости отместных особенностей. Что это за феномен, какова сила целительного звука и как услышать гармоники? Об этом нам рассказали ведущие программы голосовых семинаров заслуженные преподаватели Балтийской педагогической академии, дипломанты первой степени международного конкурса «Современная мировая культура и искусство» (ЮНЕСКО) 2010 года за уникальные авторские разработки в направлении работы со звуком и голосом, а также за большой вклад в области гармоничного развития человека Галина Парфёнова и Ольга Анисимова.

И. М.: Начнём с азбучных вопросов. Что такое обертонное пение?

О. А.: Любой звук имеет спектральный состав — вибрационный, и это не просто одна вибрация единичной частоты, а определённый состав, аналогично спектру солнечного света, иными словами, радуга звука. И наши голоса отличаются тембром. Тембр, в свою очередь, состоит из основного тона и спектра звуков — обертонов. Одни призвуки представлены в голосе громче, другие тише. Можно по-другому сказать: если ты смешиваешь белый и синий цвета, то в зависимости от пропорции будешь получать разные оттенки голубого, а если смешаешь много цветов, то получишь все краски мира. Так же и здесь, всё это справедливо и для звука: гармоники дают нам все оттенки звуков. Если мы начинаем петь специфическим образом, выделяя эти гармоники, то получается обертонное пение. Основной тон поётся при этом на связках (поёт «о-о-о»), а дальше с помощью техники артикуляционного аппарата мы выделяем разные гармоники. Используя самый простой способ можно получить основной тон и вдобавок к нему обертон. Вот (начинает петь«м-мо-м-мау-ау»). Слышишь?

И. М.: Я не уверен, то я слышу или нет.

Полный текст читайте в шестом номере журнала «Цигун»