Новости / Праздник Середины осени

17.09.10 08:46


Приходится на полнолуние, в 15 день восьмого лунного месяца.

Называют также Праздником встречи после разлуки. Чтобы правильно встретить Праздник Чжун Цю обязательно совершают обряд поклонения богине-Луне и кушают «лунные пряники». Поскольку Луна в этот день полная, то ночной пейзаж символизирует полноценную жизнь, гармонию в семье, это и есть наилучшее пожелание во время Чжун Цю.

Осень — это время урожая, время сбора плодов. Это время, когда сущности постепенно сгущаются, а затем увядают. Дни становятся короче, а ночи длиннее, солнечного тепла становится все меньше, а холодных ветров и дождей больше. Время осени соотносится с движением Металла, природа которого — сгущение и ограничение. Иероглиф «металл» звучит так же, как слово «cдерживать», «воздерживаться». Сила Металла — это сила обновления путем поиска и преображения.

Осень — это время строгости. Следует удерживаться в осознанности, живя по совести.

В теле человека сила Металла соотносится с легкими. В легких сохраняется вещество ощущения пространства, благодаря которому человек способен двигаться и воспринимать окружающий мир, через уши — слушать, видеть глазами, кожей осязать, ощущать боль, раздражение и удовольствие. Когда вещество ощущения пространства целостно — восприятие четкое и живое, движения точные. Когда сила дыхания Металла соединяется с легкими, возникает печаль.

В «Записках о ритуале» говорится: «В осенние месяцы владыка пребывает справа и пребывает под паланкином, путешествует на белой лошади несет белое знамя, одевается в белые одежды и носит белый нефрит».

Средний месяц осени. Месяц Ю. Петух (7/8 сентября – 8/9 октября)

Знак Ю указывает на зрелость, насыщение и завершение. Следуя осознанным принципам, все предметы сокращаются и завершаются. В старинных трактатах говорится, что средний месяц осени — это время, когда получают большие выгоды. Поэтому необходимо сохранять состояние спокойной торжественности и здоровой устойчивости. Для того чтобы накапливались и сохранялись природные качества характера и сила духа, следует соблюдать ритм движения и покоя в своих действиях.

В восьмом месяце совершают моления о благополучии и просят счастья, можно искупить и устранить старые грехи и просчеты.

Луна, как определяется в «Веснах и осенях», — это сгущенное инь. На Луне живут жаба и кролик, это Инь и Ян, которые, дополняя друг друга, поддерживая и подавляя, вместе сосуществуют.

Кролик совершенен в беге, и это символизирует подвижность Ян. И речь кролика похожа на хихиканье, которое представляет собой выражение тепла. Когда доходит до полнолуния и Луна становится полной, тогда энергия в делах соединяется.

Луна представляет собой семя Инь. Ее тело само по себе не содержит света, оно светится, отражая Солнце. Это подобно тому, как чиновник не имеет собственной власти, он пользуется силой государя. И тем самым осуществляет собственную власть.

История праздника Середины осени насчитывает более двух тысяч лет.

Вот что говорится по этому поводу в «Записках о ритуале»: «Весной сын Неба обращен к Солнцу, осенью же — к Луне, утром — к Солнцу, к Луне — вечером».

В «Чжоусских ритуалах» записано: «В середине весны днем бьют в барабаны, дуют во флейты и читают стихи для того, чтобы предотвратить жару. В середине осени подобным образом встречают холод».

Праздник Середины осени становится одним из главных праздников года, начиная со времени династии Тан (618-907). Именно тогда распространилась «История о путешествии по лунному дворцу»:
«Однажды прямо в ночь на пятнадцатый день восьмой луны даос по имени Ло Гунъян сопровождал в прогулке танского правителя Мин Хуана. Когда они остановились, чтобы полюбоваться Луной, восхищенный Мин Хуан обронил: «Как было бы здорово погулять однажды по лунному саду!». Ло Гунъян, услышав, сказал: «Ваше Величество хочет отправиться в лунный дворец? что ж, это несложно!» — и, пробормотав что–то, взял посох и бросил его в воздух. Казалось, что посох прорезал воздух и полетел прямо к лунному дворцу. И вот впереди появился широкий и просторный серебряный мост, на который даос и попросил государя взойти.

Через несколько шагов вокруг них сгустился холодный воздух, повеяло морозной свежестью, и вскоре впереди возник великолепной красоты дворец. Перед входом возвышалось высокое раскидистое коричное дерево, под которым белый заяц толок в ступке снадобья. Вывеска перед входом гласила: «Убежище чистой пустоты в обширном холоде». Они вошли вовнутрь, и взору их открылись великолепные нефритовые покои совершенных очертаний, окруженные изысканными причудливыми растениями. Пройдя между точеными нефритовыми колоннами, они оказались в роскошном главном зале дворца, где увидели сто кудесниц, облаченных в белоснежные прозрачные легкие одежды, грациозно парящих над сверкающей, словно зеркало, гладью пруда. По залу разносились приятные звуки. Мин Хуан, высокий ценитель искусства музыки, втайне запомнил эту прекрасную мелодию.

После осмотра дворца они предались созерцанию безбрежной земли, раскинувшейся внизу. «Тело странствует по серебряным чертогам, киноварным дворцам, а на самом деле я просто склонил голову и задремал», — подумал Мин Хуан. Наконец Ло Гунъян снова взял посох, и они вернулись в мир людей, где все случившееся показалось государю чудесным сном, отчего он предался чувству глубокой грусти. Однако, проснувшись, Мин Хуан вспомнил и упорядочил мелодию, услышанную им во сне».

Во времена династии Сун Праздник Середины осени уже сопровождался пышными церемониями и действами:
«В это время ветер приобретает качество Металла, в нефритовых росах рождается прохлада, киноварные деревья источают аромат. В этот вечер раскрывают ставни, убирают шторы, звучат музыкальные инструменты, барабаны и литавры, поют песни, разливается вино, в веселье и радости проводят вечер. В богатых домах любуются Луной, поднимаются на крыши, если же дом бедный, выходят на небольшую террасу или балкончик. На пиршество собираются и взрослые, и дети, поздравляют друг друга, гадают. На улицах до пятой стражи не прекращается торговля, люди гуляют и любуются Луной. Младшие сыновья и дочери во дворах возжигают благовония и молятся на Луну, обращая к ней свои ожидания. Мужчины желают взобраться на Коричное дерево бессмертных, а женщины мечтают войти в Дом лунной жабы, чтобы она помогла им выйти замуж, создать семью».

Легенды

Лунные пряники. Со времен династии Тан обязательным угощением на праздничном столе по случаю торжеств Середины осени являются «лунные пряники» или «лунные блины», юэ бин. Они различаются по форме и вкусам, большие и маленькие, сладкие и соленые. Начинка может быть скоромная и постная. На больших пряниках выдавливают изображение богини Чан Э, убегающей на Луну, небесной девы, разбрасывающей цветы, хмельной красавицы Си Ши под Луной и другие сюжеты.

Праздник начинается во дворе, где вся семья любуется Луной, затем возжигают благовония, расставляют на алтаре ритуальные предметы. После этого глава семьи, руководящий процессом, раздает всем домочадцам праздничные «лунные пряники». Если кто — либо из членов семьи находится вдали от дома, ему обязательно оставляют угощение, так что символически семья в эту ночь объединяется.

У Ган рубит коричное дерево. В стародавние времена жил один человек, посвятивший свою жизнь обретению бессмертия. Но вышло так, что он нарушил законы, и за это был наказан Небесным владыкой, который велел ему срубить коричное дерево, что растет на Луне. Надо сказать, что дерево это в высоту имеет пятьсот чжанов, да к тому же обладает волшебной силой. И вот, добравшись наконец до Луны, У Ган понял, что задача ему предстоит не из легких. Дерево было очень прочное и поддавалось с трудом, но, что еще хуже — всякий раз на месте отрубленного кусочка вырастал новый. Так и стал У Ган бессмертным.

Чан Э убегает на Луну. В незапамятные времена у Небесного владыки было две жены, Чан Си и Си Хэ. Си Хэ родила ему десять сыновей — Солнц, а Чан Си — двенадцать Лун. Десять Солнц жили в корнях дерева Фусан, и каждый день по ветвям одно из них поднималось и освещало землю. Но вот однажды все 10 Солнц разыгрались и одновременно появились на небе. Не трудно представить, что тут началось!

Для устранения беспорядка небожители прибегли к услугам Стрелка И, известного тем, что он не знал промаха. Метким выстрелом снял он первое Солнце с небес, и упало оно к ногам его вороном. Так перебил он девять Солнц, оставив в вышине лишь одно. На земле вновь воцарился порядок, все люди от мала до велика благодарили и восхваляли своего спасителя.

Женой Стрелка И была красавица Чан Э, небожительница, которая в мире людей очень страдала, поэтому ей хотелось как можно скорее вернуться в небесные чертоги. Но Небесный владыка затаил зло на Стрелка И, за то, что тот убил девять его сыновей, вместо того, чтобы просто их проучить, и никак не соглашался на возвращение Стрелка И и его жены обратно на Небо. Стрелок же, в свою очередь, очень близко к сердцу принимал людские беды и просьбы о помощи и то и дело отправлялся на новые подвиги.

Слава о подвигах Стрелка И достигла Матушки Владычица Запада, Си Ван Му, которая одарила Стрелка И пилюлей бессмертия, выпив её он легко смог бы вновь подняться на Небо. Принес Стрелок И пилюлю домой и рассказал обо всем жене. Но в это время опять произошло стихийное бедствие, разлились воды, и он отправился усмирять потоп. Оставшись одна, красавица, не долго думая, взяла да и проглотила чудодейственное средство. Ощутив легкость, стала подниматься Чан Э на небо, точно облачко.

Однако небожители встретили ее более чем холодно: низкий поступок навсегда покрыл ее позором, отчего обликом стала красавица походить на жабу. Ничего не оставалось Чан Э, как повернуться и улететь в свой Лунный дворец, где в холодном бледном свете танцует она и по сей день под замысловатый стук пестика в ступке, где лунный заяц толчет свои снадобья, пополняя запас пилюль бессмертия.

Фото: Василий Буланов