Статьи / «Истории о нефрите», Чжун Линь

перевод Бронислава Виногродского


Эти три прекрасных предмета я купил в разное время, но так как они совпадали по величине, цвету и блеску, то я соединил их в одну подвеску, чтобы носить на шее. На самом деле, во времена высокой древности, до династии Хань, эти предметы были украшениями для головы.

Какой же из этих трех предметов главный? Конечно же, это маленький кролик, который находится наверху. Я купил его в 1991 году в Гаосюне, но так как в этом магазине с ним никто не играл, никто его не трогал, он был темный, почти черный. Сам кролик маленького размера, но как только я увидел его, я вспомнил, что видел таких кроликов в альбоме «Древнекитайский нефрит» музея науки Баффало. Это кролики эпохи Западная Чжоу. Очень похожая резьба: поза с задранными передними лапами, очень похож хвостик, форма ушей, в виде скипетров Гуй, только у моего зайца уши еще покрыты сеточкой перекрещивающихся линий. У этого нефритового зайца на лапах маленькие коготки, а снизу вырезаны небольшие линии-канавки. Очень старались, когда делали резьбу: нефрит был очень дорогим; к тому же, это было украшение для правителей, князей и аристократии, поэтому не могли делать это небрежно. Нефритовых зайцев относящихся к времени Западная Чжоу было выкопано немало. Однако, в большинстве случаев это гравированные пластинки. Например, в книге Чжи Ляна «Китайский древний нефрит» есть четыре иллюстрации зайцев, и все они в виде плоских пластин. А вот таких объемных вырезанных зайцев очень мало. Через год после того, как я начал держать его в руках, он приобрел прозрачность, на теле его появился глянец и обозначился очень красивый цвет изменений (оранжево-апельсиновый и красный), появился даже некий золотистый металлический блеск. Он слишком маленький, чтобы носить его как отдельное украшение на шее, или как подвеску на поясе. Скорее всего, он был висящим украшением на головном уборе или прическе. Почему же любили нефритовых зайцев? В могиле Ма Ван Туй (Западная Хань) на фресках и шелке нарисованы зайцы на луне, которые толкут эликсир бессмертия. То есть, существовало верование, что нефритовый заяц способен изготовить эликсир бессмертия.

Дальше – маленький диск Би, подвешенный посередине. Трудно установить его возраст. Так как у него необработанная, гладкая поверхность, он не может быть раньше эпохи Чжаньго (Борющихся царств). Отверстие в середине диска очень ровное, значит, его резали железными инструментами. А в эпоху неолита, Шан и Западная Чжоу такие отверстия резали относительно мягкими инструментами, и чаще всего эти отверстия получались по косой, не были такими ровными, цилиндрическими. Однако он не может быть позднее династии Тан, так как в целом предмет очень простой. Для чего мог использоваться такой диск? Вероятно, он мог висеть на юбке в качестве украшения. Может быть, он был подвеской на уши, как сережка, и на какой-нибудь веревке или проволоке свешивался с уха.

Нижний предмет называется «веретено» (чжэнь). Некоторые считают, что во времена династии Чжоу правители носили шапки, где слева и справа на веревочках свешивались такие веретенца. Подобные предметы часто встречаются и в эпоху неолита. Что касается его применения, я согласен с господином Чжи Ляном, который в тексте «Иллюстрации древнего нефрита» говорит, что эти предметы были украшением-подвеской для уха («Собрание статей по древнему нефриту»). Такие веретенца зачастую сплошь покрыты изменениями, и становится непонятно, какого цвета был изначальный нефрит. Такие изменения могут сильно запутать человека. Если рассмотреть предмет в увеличительное стекло, то можно заметить, что цветов на самом деле огромное количество: бледно-оранжевый, темно-оранжевый, бурый, черный, красный, золотистый. Нефрит блистает разными цветами, играет своими изменениями.

Нефритовый кролик (династия Западная Чжоу); диск Би (династия Хань); веретено (до династии Хань).
Размеры: 2,4 х 1,2 х 0,95 см; внешний диаметр диска - 2,0 см; подвеска 4,7 х 0,8 см.