Статьи / Размышления о древнем нефрите и не только. Часть 1

Бронислав Виногродский


Обращая свой взор в древность, я ничего не вижу, но что-то мне подсказывает, что не нужно тут же, возвращаться обратно, стоит ещё немного потерпеть, немного напрячься.

Древность — это древо, которое по стволу ведёт к корню, и я махонький листок в огромной кроне, устремляю себя к корням. Через корни я могу постичь суть земли, пока не вернулся в неё в свою осень. Китайцы всегда обращали свои взоры в древность. Обращение к древности — это качество отношений со временем. Время — это поток ощущений, который формирует нас, разными завихрениями создавая сложнейший узор воспринимаемого, переживаемого мира. Предметы, приходящие из древности, это якоря, это связки, это не просто следы и свидетели, это участники, долгожители, которые несут в себе ощущения, они способны вызвать эти ощущения в нас, могут восстановить сообщение. Потому древний предмет, который прошёл через руки, через землю, через воздух, а самое главное через время, становится главнее, в силу своего возраста. Мы можем наделить его самобытностью, присвоить имя, и он будет носить его по праву. С ним можно разговаривать, можно задавать вопросы, он будет отвечать. Обязательно будет отвечать, правда он не торопится, потому, что знает много о времени такого, чего нам знать, не дано. Маленькие потому что.

Нефрит тёплый камень, живой камень, он добрый и ласковый, он твёрдый и правильный, он звонкий и прозрачный. Он содержит в себе все качества, которые необходимы человеку благородному, правильному и сильному. Среди нас встречаются люди сильные, встречаются, люди мягкие, но вот редко в одном человеке воплощаются все качества. Гармоничное соединение противоположных качеств в одном человеке, способность правильно воплотить эти качества в жизни, это то, к чему стремится каждый. Тонкость и сила, восприимчивость и воля, вот соединения, которые характеризуют нефритовые предметы, пришедшие к нам из древности. Нефрит питает человека, а человек питает нефрит. Предмет не просто помнит, кто его держал, он сохраняет лучшие качества, он удерживает узоры, орнаменты счастья, и потому есть возможность обращаться к лучшему, что было в душах тех, кто общался с предметами до тебя.

Какие состояния культивировались в китайском народе, и что нам из этого может пригодиться. Основой построения китайского общества был доброта и справедливость. Доброта, она же человеколюбие, соотносилась с энергией дерева, а справедливость соответствовала энергии металла. И если ты осознанно культивируешь в себе эти качества, нефрит способен запоминать эти состояния стремления к обретению лучшего в себе, он всегда забирает в себя след твоего самосовершенствования, переносит этот след во времени, и предметы придут к детям. Это очень важно понять, что предметы эти способны переносить во времени частицу тебя. У твоих детей обязательно будут дети, и у детей этих детей тоже будут дети, ведь род человеческий приходит и уходит, и нет ничего нового под солнцем. Важно копить в своей родовой волне то лучшее, что передастся потомкам, нужно жить для потомков. И это не значит, что ты не живёшь для себя, но именно только когда ты живёшь, глядя на своих потомков через тысячи лет, да именно через тысячи лет, ты, по настоящему, живёшь для себя, а по-другому никак.

По природе своей, нефрит сохраняется лучше, чем металл. Он сохраняется дольше, чем металл, он остаётся чище. Великий Гуань-гун, который жил в III веке и был обожествлен, как воплощение верности и честности служения, сказал: «Нефрит можно разбить, но белизну его не уничтожишь». Нефрит сохраняется долго, и со временем он не дряхлеет, он становится краше и насыщенней. Он насыщается плотью времени.

Нефрит — это узоры времени. Не зря с древнейших времён диски Би использовались для того, что принимать энергию Неба и проводить её в человеческое сообщество. Небесная энергия непосредственно входит в узоры нефрита, так как нефрит свит тончайшими нитями кристаллических тел. По представлениям традиционной китайской медицины кровь — это жидкий кристалл, который, проходя через сердце, наполняется энергией и духом. Бесконечные нити кристаллических тел в крови, эти иероглифы вечности, омывают всё наше тело изнутри, наполняя его осознанностью своих иероглифических текстов.

Нефрит — это каллиграфия вечности, и каждый взгляд, обращённый к нему — это иероглиф «Дао», который пишется в бесконечной глади небесной бездны, отражённой в зрачке. Иероглиф — это узор дыхания, а сила дыхания соединяется с силой крови, с силой жизни, с ощущением нефрита, потому что мы способны через осязание воспринимать не только твёрдость больно бьющих углов, но и тонкую фактуру бытия, гладкость персиковой кожи, шелковистое касание солнечного ветра, и упругую силу хрустальных струй в горных ручьях. Нефрит нам звенит именно об этом, рассказывая, как древние мужи созерцали природу, ощущали мир, наводили порядок в себе, управляя Поднебесной. Следы движения проходят через потоки дыхания, через потоки крови, уходят в пульсы времени и проявляются в далёком будущем, когда твои потомки, разглядывая предметы, будут вспоминать тебя с благодарной признательностью.

Нефрит — это узоры ситуаций. Ситуации сплетаются из внешних движений и внутренних ощущений, на которые накладываются чувства, настроения и состояния. Если во время действий, во время острой полемики, во время оперирования ценностями, понятиями и концепциями, держишь в руках предмет, пришедший из древности, касаешься его, переключая внимание извне вовнутрь, можешь опосредованно влиять на поток развития ситуации, направляя её в нужное русло. Как говорят, иногда одно верное действие решает всё. Об этом рассказывает нефрит: своими узорами, своими орнаментами, цветом и ощущением прикосновения к глубинам времени. Во времени все ситуации повторились множество раз: произошли, закончились и снова начались. Ты лишь маленькая песчинка на берегу великой реки Ганг, на берегу бесконечного потока Млечного пути.

Состояние — это в первую очередь состояние здоровья, и созерцая Небо в камне, ты запоминаешь состояние Неба, впитываешь в себя это повторяющееся ощущение, чтобы потом однажды быть способным воспроизвести его в действии. И действие, правильно повторённое, закреплённое памятью тела, позволяет создавать состояние, ведущее тебя к здоровью, вернее, возвращающее к состоянию, откуда и попадаешь в переживание, называемое здоровьем.