Статьи / «Истории о нефрите», Чжун Линь

перевод Бронислава Виногродского


Я купил этот предмет в 1984 году в Гонконге на улице Бахуа в одном из антикварных магазинов по очень низкой цене. В то время я еще не знал, как он называется и для чего используется. Просто мне он очень понравился: твердый, звонкий, прозрачный, чистый, приятного цвета — цвета оранжевого апельсина; похожий на зарю, которая отражается в небесном пруду. Разве это не красиво?

Почему снизу у него три отверстия? Он куда-нибудь приделывался? Один человек, который занимался подобными предметами, увидев эту нефритовую плашку, сказал очень авторитетно, что в древности Император, когда выбирал наложницу, для того, чтобы провести с ней ночь, той, которая не подходила, дарил такую плашку. Я лицемерно согласился, но в сердце моем были большие сомнения. Действительно, есть некая сила убеждений, которая проистекает из смотрения телевизора, и там император каждый вечер выбирает наложниц... Сколько же плашек он должен в таком случае послать всем тем, кто не подходил?

Прошло несколько месяцев, и я попросил одного очень уважаемого антиквара из Гонконга, господина Чжан Футуаня, посмотреть эту плашку. Он посмотрел и тоже не сказал, что это за предмет, но взял и вместе с сыном исследовал ее. Он обнаружил, что предмет был сделан до эпохи Борющихся царств. Господин Чжан сказал мне это, и если я захочу ее продать, то он с удовольствием купит эту плашку за 3000 гонконгских долларов. Вот как? Я купил этот предмет во много раз дешевле.

Я не захотел с ним расставаться. В последствие, я смотрел Пекинский археологический журнал «Культурное наследие», второй выпуск за 1984 год, статья «Открытия из раскопок в монастыре Удиньсы провинции Цзянсу». Оттуда я узнал, что этот предмет происходит из культуры Лянчжу, район Тайху провинции Цзянсу.

На таких предметах вырезались особые изображения: длинные лица с глазами, похожими на крылья бабочки, с носом и ртом в виде маленьких отверстий и большими ушами. На моей плашке нет такого изображения, но я думаю, что во времена эпохи Лянчжу, люди смотрели на эти плашки, и обязательно видели на них скрытое лицо Бога.

В конечном счете, для чего использовалась плашка? Из книги «Нефритовые предметы культуры Лянчжу», которую написал Мо Юнкэн, можно заключить, что такие плашки назывались гуаньсинчи («в форме шапки»), и помещались на шапки, которые во времена эпохи Лянчжу носила знать. В альбоме описано одно такое лицо, которое является наполовину человеком, наполовину чудесным животным. На передней части шапки этого шамана была прикреплена подобная пластинка с гравировкой. Такие нефритовые пластинки помещались на шапку спереди, а сзади шапку окружали перья.

Поэтому, купленную мной в Гонконге пластинку, вполне возможно, носил, прикрепив на шапку, какой-нибудь шаман. На ней скрывается лицо какого-то божества, которому поклонялись во времена эпохи Лянчжу.

Ступенчатый предмет (культура Лянчжу)
Размеры: 3,8 х 2,6 х 0,3 см.