Статьи / Образ России. 1

Бронислав Виногродский


О территориальной целостности страны, силе духа русского народа и его истории и с точки зрения традиционных китайских геополитических подходов.

Что необходимо осмыслить

Я последнее время очень часто сталкиваюсь с вопросом, захватят ли китайцы наш Дальний восток. Давайте предположим, что русские люди думают по-китайски, то есть могут использовать китайские подходы и способы думания для осмысления вопросов в области управления территориями и духом народа в исторической перспективе не только прошлого, но и будущего, причём не близкого, а в долгосрочной перспективе.

Понятно, что страна находится в настоящее время отнюдь не в лучшем состоянии, и сталкивается с рядом угроз, и даже не извне, а в первую очередь изнутри, то есть народ и правительство вошли в такие противоречивые и вялотекущие отношения, что с одной стороны всех всё устраивает, а с другой, никого ничто не устраивает. Парадокс какой-то получается.

Предпримем мыслительный эксперимент, предположим, что в совершенстве знающий русский язык китайский мыслитель, использую традиционный понятийный аппарат и систему ценностей, нравственных категорий и этических принципов, задумался о проблемах современной России. Что он будет делать для осмысления, какие предложил бы пути решения, которые не приходят на ум внутри системы.

Для китайского мыслителя в первую очередь важна система непротиворечивых образов и понятий. В нашем случае мы сталкиваемся с тем, что стране, у людей нет общих образов, и, следовательно, не может быть общей истории. Жители страны знают, что в недалёком прошлом (ещё живы участники некоторых событий, и их дети живы) была война, коллективизация, индустриализация, была определённая национальная и социальная политика. Было бесконечное количество событий и фактов истории недавнего прошлого моей страны.

А истории нет. Почему?

Потому что нет, да и не может быть достоверных оценок перечисляемых выше событий и ли фактов, так как отсутствуют общепринятые основания для правильного (общепринятого) оценивания происходившего, происходящего и происшедшего.

Получается, что нет общих ценностей, которые связаны с общим пониманием о прееживании образов, о сопереживании в движениях истории, А без этого невозможно добиться появления связности, понятности, непротиворечивости в толковании всей длительности существования и развития общности своего народа.

Как писать историю

Потому, сначала поговорим о том, как нужно было бы писать историю, чтобы история возникла не как повод для ожесточённых споров, а как способ объединения сознания в области правильного понимания ценностей. Ведь правильное понимание ценностей, позволяет правильно понимать, видеть, толковать происходящие события.

А неправильно написанная, созданная как система описания история, не может правильно восприниматься. В этом случае и возникает ощущение потери корней, ибо у народа отсутствует правильная, то есть общепризнанная история. А то что предлагается из общего пространства в качестве истории, конечно же, таковой не является, потому что большинство людей, живущих в этой стране в неё не верят.

Так что, сделаем печальное и одновременно оптимистическое заключение: Сейчас истории в стране, а, следовательно, и у страны нет. Печальное оно потому, что это приводит к полной неразберихе в наших головах, и вытекающей из неё неспособности построить порядок, то есть справиться с разрухой в пространствах обитания, как материального так и понятийно-концептуального.

Оптимистичное оно потому, что обозначив отсутствие объекта сознания, приходишь к необходимости таковой создать. Ибо история существует в сознании людей.

Сейчас истории в стране нет. Множество малопонятных для народа, противоречивых действий, совершаемых правителями, направленных на исправление ошибок, совершённых предыдущими правителями, нет оснований опрометчиво называть историей, если под историей мы понимаем способ организации понятийно событийного материала в сознании людей.

А так как я пишу этот текст с точки зрения традиционного китайского мыслителя, то именно это я и имею в виду.

Каждый из представителей русского народа (подразумеваются люди, населяющие государство Россия), пройдя в своём сознании и пережив последовательность разных событий, обретя свой личный опыт, пришёл в это время, время новых оценок истории своего народа.

Однако для того, чтобы справиться со сложностями, стоящими перед страной, требуются новые смыслы, новые способы осмысления, чтобы Россия смогла перейти на качественно новую ступень понимания мира.

Чтобы появились новые смыслы, нужно по новому осмыслить происшедшее. По новому — значит, по новому посмотреть на смыслы, подойти к вопросу с другой стороны, по другому задать вопрос. Это я и делаю, становясь на время воображаемым китайским мыслителем.

Вопрос не в том, как возникает та или иная история, и как описываются события, а в том, как вообще возникают смыслы в ходе создания описания, и зачем они нам нужны.

Как возникают смыслы

Мы ищем смыслы в истории, чтобы нам, стране, правильно объединяться, отстаивать свои точки зрения, реагируя на внешние и внутренние события, правильно двигаться дальше во времени.

Вне зависисмоти от того, что происходит в остальном мире, в нашей стране переживается не экономический или политический кризис, а кризис смыслоообразования.

Кризисная ситуация всегда полна скрытых возможностей для перехода на новый уровень осознания. В этом позитивное содержание кризиса, так как в это время нельзя действовать по старым образцам действий. Необходимо менять образ действий, а из этого вытекает изменение образа жизни и образа мира. Кризис смыслообразования — это время для перехода, для обновления, для нового осмысления.

Если этого перехода не происходит и слабость не преобразуется в силу, то каждому жителю страны нужно предложить по новому взглянуть на себя, как жителя страны. Для этого нужно получить основания по новому взглянуть на страну в себе, и исходя из этого понять возможности и ограничения работы с кризисом.

Чтобы создать новый взгляд на происходящее, необходимо понять, как это делается. В нашем случае нового взгляда требуют несколько предметов рассмотрения. Это в первую очередь история, территория и дух страны.

Необходимо подобрать правильные имена, что диктуется образами и переживаниями, которые возникают в связи со старым наобором имён, понятий и ценностей.

Страна имеет название. И для того чтобы название правильно переживалась жителями страны, необходимо правильно описать коренное понятие, лежащее в основе этого названия. Не нужно исходить из объективного научного подхода к этимологии. Следует создать новые способы этимологизации понятий. В производльной форме попробуем на вкус понятие «Россия».

Страна наша называется Россия. Россия, именуется Русью, это Русь, это Рось. Это то, что восходит к роду, это то что поросль, это рост, это то, что орошает каждого из нас, кто является сыном Руси, кто считает себя Русским, являясь им. В имени страны заложен смысл порождения, жизни, роста, взращивания и питания самой жизни.

Потому в написании истории территории обитания носителей духа народа Земли Русской во времени и пространстве, нужно опираться на понятия, вытекающие из имени Россия.

Жители нашей страны — русский народ. Русский народ включает в себя много национальных сообществ. Не смотря на то, что многое смешалось и перепуталось в наших головах в ходе развития духа русского народа, у нас есть объединяющая нас территория, объединяющая история и объединяющий язык.

Продолжение

Статья опубликована в журнале «Экономические стратегии» №1 за 2010 год